Татьяна Сердюк
Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной активности.
Сейчас четко обозначился переход на гуманные способы обучения и воспитания детей, но все же сохраняются в учебном процессе противоречия между учебно-познавательной деятельностью каждого ребенка; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания технологий обучения.
Публикация «Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход от авторитарной (традиционной) педагогики как адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения личностно – ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
А. С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…»
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60 – х. годов 20 века. Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «Производственно – технологический процесс с гарантированным результатом».
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Одно из них следующее: это такое построение деятельности педагога, в который все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый результат.
Существенными чертами современных трактовок понятия «пед. технология» является следующее:
• разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или количества под конкретный ожидаемый результат;
• выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем детям достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;
• предусмотрение взаимосвязной деятельности педагога и ребенка при обеспечении образовательных потребностей каждого в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• поэтапное и последовательное воплощение элементов пед. технологии любым педагогом;
• диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.
Многие существующие пед. технологии по свом целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по разным параметрам.
1. По уровню применения технологии бывают : общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные). Общепедагогическая технология характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.
Частнопредметная представляет собой совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одной темы, одним педагогом.
Локальные (модульные) используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса.
2. По ориентации на личностные структуры пед. технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.
Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляемых механизмов личности. Эвристические – на развитие творческих способностей ребенка. Прикладные призваны обеспечивать формирование действенно – практической сферы личности.
3. По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательские, светские, религиозные, гуманистические, общеобразовательные, профессиональные, технократические, моно и политехнологии, проникающие. Остановимся на некоторых из них.
В монотехнологиях весь учебно – воспитательный процесс строится на чем – то одном (доминирующей идее, принципе, концепции). Политехнологии (комплексные) комбинируются из элементов многих технологий. Элементы проникающих наиболее часто включаются в другие в качестве активизаторов.
4. По организационным формам технологии бывают классно – урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, количественных способов обучения, дифференцированного обучения.
5. По подходу к ребенку – авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно – ориентированные, гуманно – личностные.
Принципиально важная сторона в пед. технологии – позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых. Рассмотрим некоторые из них.
В авторитарных технологиях педагог является единственным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ребенок лишь объектом. Эти технологии подавляют инициативу и самостоятельность ребенка, в них применяются требования и принуждение.
Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством, в субъект – субъектных отношениях педагог и ребенок. Они находятся в сотрудничестве и сотворчестве вырабатываются общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки.
Теории свободного воспитания предоставляют свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности.
Личностно – ориентированные ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализаций природных потенциалов.
Гуманно – личностные отличаются психотерапевтической педагогикой, направленные на поддержку личности, помощь ей.
Технология обучения, или образовательная технология, - это привязывание методики к конкретным условиям. Система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности пед. процесса. Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого – педагогических технологий можно выделить следующие:
• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей детей;
• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний - системно – деятельностным подходом;
• возможность проектирования учебного процесса, организованных форм взаимодействия педагога и ребенка;
• потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.
Но существует ряд препятствий для введения инноваций в образовательный процесс:
• низкая инновационная квалификация педагога, неумение выбрать нужную книгу и технологию. Одни не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически;
• снизилась положительная мотивация учения;
• ни одна технология не является универсальной, не стает меньше отстающих в развитии, обучении и воспитании детей;
• политехнологизм неизбежен в силу разнообразных факторов, влияющих на эффективность обучения;
• создание технологий невозможно без творчества.
В дошкольном учреждении используются объяснительно – иллюстративные технологии, основное внимание отводится просвещению детей. Практически всегда информация сообщается в форме монолога педагога, поэтому проблеме общения, как и многим другим, объяснительно – иллюстративная технология должного внимания не уделяет.
Педагог пытается включить ребенка в свою деятельность, подчинить своему режиму, своей субъективной оценке. Ребенок нужен как объект воздействия.
В такой системе между ребенком и взрослым возникает психологический барьер. Установки педагога ориентированы на социальный заказ, на безусловное прохождение программы. Желания ребенка связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, развитием способностей. Постоянно возникающий барьер между ними преодолевают в основном с помощью дисциплинарных мер.
Объяснительно – иллюстративные технологии основное внимание сосредотачивают на необходимости достижения результата в усвоении знаний. То есть на чисто внешних показателях, а внутренние, связаны с изменениями, происходящими в сознании ребенка, развитии его интеллектуальных способностей, не прослеживаются.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализацию ее природных потенциалов.
Ребенок – цель образовательной системы, а не средство достижения чего – либо отвлеченного. Личностно – ориентированные технологии характеризуются гуманистическое, свободное и творческое развитие ребенка.
При личностно – ориентированном подходе не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта. Данная технология признает самобытность и уникальность каждого ребенка.
В рамках личностно – ориентированного обучения, как самостоятельность технологии, можно выделить разноуровневое обучение, что различия основной массы детей по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, коллективное взаимообучение; сотрудничество – обучение в малых группах и модульное обучение – где ребенок самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им. Модули позволяют индивидуализировать деятельность детей, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно – опережающего обучения (С. Н. Лысенкова, игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования учебных умений (А. А. Зайцева)
Рассмотрим некоторые из них.
1. Технология перспективно – опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество, нацеленность на успех, как главное условие развития детей в обучении, предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными; дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Другой особенностью этой технологии является комментарное управление. При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.
Третий «кит» системы – опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах детей в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Дошкольники мыслят конкретно, образами. Для них опорные системы – естественный переход от ярких картинок – игрушек к условному наглядно – образному представлению элементов задач, абстрагированного от конкретных предметов.
2. Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой – то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
В жизни игровая деятельность имеет разные функции:
• развлекательную;
• коммуникационную;
• самореализационную;
• терапевтическую;
• диагностическую;
• коррекционную.
В структуре любой игры можно найти элементы целепологания, планирования, реализации цели, анализа результатов.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельной технологии;
• как элемент технологии;
• в качестве формы занятия или его части.
Место и роль игровой технологии, ее элементов во многом зависит от понимания педагогом функций игры.
3. Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получение детьми новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Дети самостоятельно вынуждены искать решение, а педагог лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формирует ее и решает.
Проблемное обучение включает в себя такие этапы:
• осознание общей проблемной ситуации;
• ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
• решение;
• проверка правильности решения.
Главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой дети знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость и закономерность.
В процессе такого обучения дети учатся мыслить логично, научно, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для детей. На осмысление и поиски путей решения уходит больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое пед. мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.