Вера Кузнецова
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа
воспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены,
отца и матери»
В. А. Сухомлинский
Как бы хорошо ни работала система образования, основным институтом воспитания ребенка все-таки остается семья. Семья – это первая социальная группа, первый коллектив, в котором оказывается малыш. И в этом коллективе надо уметь жить. Главное, что узнает ребенок, живя в семье, - как взаимодействовать с ее членами: уважать старших, заботиться о младших, не обижать маму, бабушку и т. д. Эти представления помогают налаживать отношения и с другими людьми.
Публикация «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А. семья создается не только для удовольствия взрослых, но и для их воспитания. И взаимоотношения между женой и мужем. А в дальнейшем между отцом и матерью – это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.
Воспитания и обучения человека возможно в течение всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольные годы. В семье ребенок получает первые навыки общения, учиться любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Но и семья может навредить ребенку при использовании неправильных методов воспитания. Сами того не осознавая, родители создают свою модель воспитания в семье. Однако эти модели не уникальны. Можно выделить 4 стиля воспитания, которые имеют свои особенности и по-разному отражаются на личностном развитии ребенка: авторитарный стиль, попустительский, авторитетный, гиперопека.
Авторитарный стиль. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель. Значит я прав». Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителями единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
При попустительском стиле воспитания, родитель формирует у ребенка «свободу». Самостоятельность и раскованность. Позволяет ему делать абсолютно все, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой. По сути, составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистанционные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность. Демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Авторитетный стиль. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка. Так чтобы он не перенапрягался. Поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако, именно эта близость, в данном случае, мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.
Влияние стилей воспитания на формирование самооценки у детей.
Все дети желают гордиться своей семьей, и чтобы семья гордилась ими, и эта гордость влияет на то. Как ребенок чувствует себя. Семья имеет решающее значение для детского успеха, является источником передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Влияние семьи на самооценку ребенка сегодня намного актуальнее, нежели ранее. Это, прежде всего, связано с изменениями в социальной, политической, экономической сферах нашего общества. Но проблемы во взаимоотношениях детей и родителей возникают не только в неблагополучных семьях, им подвержены и вполне нормальные. В процессе жизнедеятельности семьи возникает множество различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между детьми и родителями.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта для детей, демонстрирует определенные способы и модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Так, в зависимости от того, какой стиль воспитания применяется родителями в семье, у ребенка формируется та или иная самооценка.
По мнению Лисиной М. И., в тех семьях. Где доминирует демократический стиль воспитания. То есть учитываются интересы ребенка, у него формируется высокая адекватная самооценка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. В результате этого формируется низкая (заниженная) самооценка. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают; не ожидают от них успехов в будущем. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе, что способствует формированию завышенной неадекватной самооценки. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают. При несоответствии оценки и ожиданий в семье возрастным и индивидуальным особенностям ребенка возможно формирование у него искаженных представлений о себе.
Похвала и критика тоже должны иметь разумные границы. Не стоит хвалить все, что делает ребенок, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь, развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от детско-родительских отношений, которые сложились в семье.
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без, сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.