Анна Лапа
Экология и дошкольники
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обусловлена тем, что сегодня мир находится на грани экологической катастрофы и экологическое воспитание является важнейшей проблемой современности.
«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, — горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев, — что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого».
Это «золотые» слова выдающегося писателя и я с ними не могу не согласиться. И хочу, чтобы дети, наше будущее, тоже научились их понимать.
Публикация «Экология и дошкольники» размещена в разделах
Как показывают наблюдения, современные дошкольники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.
Противоречия между современным содержание экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, ее защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в детском саду к проблемам экологического воспитания дошкольников.
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели.
Цель моей работы с детьми – сформировать у детей познавательное, эмоционально-нравственное, практически — деятельностное отношение к природе и своему здоровью, развивать интеллект, познавательный интерес детей, давать экологические знания, учить анализировать свои поступки и применять полученные знания в жизни.
Для формирования экологической культуры личности дошкольника я стараюсь использовать технологии, которыми располагает современная дидактика:
— технологии развивающего обучения;
— личностно-ориентированные;
— игровые технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— проектное обучение.
При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей экологический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению личности:
— Специально организованные занятия с детьми;
— Организация труда детей в природе;
— Наблюдение и уход за живыми объектами;
— Организация индивидуальной и кружковой работы;
— Комплекс игр экологической направленности, организация экологических праздников.
Занятие –основная форма организации экологического воспитания у детей дошкольного возраста. Формы проведения занятий весьма вариативны. Из инновационных, особенно интересны детям занятия – путешествия, занятия-конкурсы, занятия-эксперименты. Преимуществом их является неугасающий интерес ребенка к их содержанию. Они позволяют избежать утомления, обеспечивают умственное развитие детей, поэтому активно ввожу их в свою практику.
Главным компонентом здесь выступают демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые представления. Темы подбирала такие: дикие и домашние животные, обитатели леса и севера, жарких стран, моря, а также ферма, лесничество, зоопарк, заповедник и др. На этих занятиях знакомлю детей с внешним видом животных и растений, дети учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о различных особенностях поведения. Нередко использую рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы. Рассказ во всех этапах занятия приобретает ведущее значение, поэтому тщательно отбираю словесный материал. Пользуюсь детской энциклопедией, произведениями детских писателей. Наибольшее предпочтение отдаю Бианки, Пришвину.
Основным средством формирования экологического сознания является непосредственное общение с живой природой, для этого я использую имеющиеся в ДОУ и его окрестностях условия:
На территории детского сада растут деревья и кустарники, цветы и растения, в том числе и лекарственные. Что позволяет нам с детьми наглядно изучать:
— сезонные изменения в мире растений,
— виды и различая растений
— виды необходимого ухода за растениями
— значимость человека в мире растений
— свойства растений.
Для реализации поставленных задач в группе создан:
— «Уголок природы»
— Календарь природы
— Макеты (времена года, в деревне)
— альбомы для рассматривания (жилища, речные рыбы, домашние и дикие животные и их детеныши, растения)
— Гербарии («растения нашего участка», «Луговые травы», «Цветы», «Лекарственные растения»)
— Мини лаборатории для поисковой, познавательной и экспериментальной деятельности.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
— Наборы природных материалов (виды почв, песок, камни, мел, шишки, фасоль)
—Аудио записи с голосами птиц и животных, журчания воды, капели и т. д.
— Картотека экологических игр
— Выставка художественной и познавательной литературы
— Комнатные растения для наблюдения за ростом и процессом ухода за ними— На участке детского сада создана экологическая тропа с учетом определенных условий.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют также дидактические игры. Решая поставленные задачи, ребенок учится вычислять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.
Для работы с родителями проводятся:
— анкетирование, для выяснения уровня их понимания связанных с экологическим воспитанием
— Консультации (экологическая сказка в жизни ребенка, экология и ребенок и т. д).
Т. о., подводя итог выступления хочется вспомнить слова М. М. Пришвина: «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину».
Я считаю, что богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – это наша задача и долг.