Рушана Лаврова
Музыкальные способности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Существует пять основных видов музыкального творчества, которые используются в образовательных целях в музыкально-игровой деятельности с дошкольниками. Это восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность (танец, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления)
Публикация «Музыкальные способности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
развивается в двух видах исполнительства – пении и игре на детских
музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит
выражение, в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении
ритмического рисунка в хлопках, на детских музыкальных инструментах, в
пении. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового
аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические
движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует
творческому музицированию и т. д. Эмоциональная отзывчивость на музыку
развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей
степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических
движениях.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются
средствами музыкально-творческого развития детей и взаимообогащают друг
друга. В исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические
движения, игра на детских музыкальных инструментах) ребёнок под
руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы
передачи, воплощения музыкального образа. В процессе восприятия музыки
первоначальные представления – уточняются и углубляются.
Музыкально-игровая деятельность проводится в виде небольших
театрализованных миниатюр, главными героями которых выступают
игрушки. Дети имеют возможность потанцевать, попеть, помузицировать на
шумовых, нетрадиционных музыкальных инструментах, поиграть в
пальчиковые и музыкально подвижные игры. Слушание классической
музыки обогащает впечатления детей, знакомя их с разнообразными
музыкальными окрасками и средствами музыкальной выразительности, тем
самым содействует первоначальному развитию музыкального вкуса. Так же
развивается речевая активность ребёнка, за счёт расширения словарного
запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и
расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).
Музыкально-игровая деятельность делится на два важнейших
воспитательных средства: игру и музыкальное искусство. Здесь музыка в
выступает как эмоционально-образный звуковой контекст, который
усиливает эмоциональное переживание ребёнком той или иной игровой
(гендерной) роли. Музыкальные игры выступают как тренинги по
воспитанию в ребёнке гендерных качеств личности. Так же учит детей
понимать выражать разнообразные эмоциональные состояния, сочувственно
относиться к окружающим, уметь подстроиться к партнёрам по игре, и
вырабатывает стремление к победе, желание добиться результата.
Развитие творческой активности детей – это развитость творческих
способностей, которая формируются посредством овладения тем
содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки и
искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные
задатки, с которыми ребё нок появляется на свет: от задатков к способностям
– и в этом состоит путь развития личности.