Марина Конорова
Консультация для воспитателей «Музыкальные особенности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Третий и четвертый год жизни. На третьем году жизни дети актив-но приобщаются к разным видам музыкальной деятельности. Появляется эмоциональная отзывчивость на содержание песни, пьесы, малыши начинают понимать, о чем (о ком) поется в песне.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальные особенности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Развивается музыкальный слух. Дети могут выполнить некоторые музыкально-дидактические задания : узнать, какой звенит колокольчик (большой или маленький, прохлопать в ладоши (тихо и громко); начинают осваивать ходьбу в ритме музыки.
Формируется голосовой аппарат, дети овладевают речью. Это способствует возникновению певческих интонаций. Ребенок поет устойчивые звуки мелодии, короткие фразы. Появляется стремление подстроиться к пению педагога, подговаривать нараспев слова.
В области музыкально-ритмических движений, дети начинают пере-давать общий характер музыки, осваивая ходьбу, бег, подпрыгивание, простейшие танцевальные и образно-игровые движения.
У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при исполнении веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колы-бельной.
Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры. Совершенствуются музыкально-сенсорные способности, которые про-являются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2—3 детских музыкальных инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые).
У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность звучания. Проводится работа над правильным про-изношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого возраста (ре1 —ля1). К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку.
Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более самостоятельны в свободной пляске. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить : музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе две части (одна быстрая, а другая медленная, на ка-ком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1— си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.
Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в пол-ной мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, по-этому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.
Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.