Юлия Бреднева
Сообщение из опыта работы «Особенности контингента детей группы: типологические и полоролевые различия детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Гендер понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами.
Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно- ролевая игра, в ходе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Особенности контингента детей группы: типологические и полоролевые различия детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему бытующего общества. Прежде всего, вступают в силу символические родительские обряды, предписывающие родителям и другим близким взрослым, ухаживающим за ребенком, определенные действия, связанные с полом младенца. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды.
Большое значение отводится выбору игрушек и других предметов, окружающих ребенка в повседневном быту (к примеру, чашка, ложка, полотенце).
Следует заметить, что игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сюжетно- ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, готовят обед. Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера. Все эти мелочи девочки считают очень важными для «жизни» своих игрушек и развития игровых сюжетов.
Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков.
Игры девочек более вербальны (словесны, в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью», «Дочки- матери», «детский сад», «Больницу», «Аптеку», «Кафе», «Магазин», «Ценрт красоты», «Показ мод». Мальчики выбирают такие игры как: «Гараж», «Моряки», «Авто-магазин», «Стройка».
В одном из известных экспериментов детям предложили поиграть в «Магазин» и предоставили «продавцам» право выбора товаров для «покупателей»- девочек и мальчиков. Все «продавцы», независимо от своего полоролевого статуса, предлагали покупателям — девочкам кукол и посуду, а покупателям -мальчикам-машинки и оружие. Этот эксперимент показал, что в любой культуре есть устойчивые ассоциации и причинно-принадлежные связи, осваиваемые каждым человеком уже в дошкольном возрасте.
Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании требует нового взгляда на обустройства предметно- развивающей среды в группе. Она должна быть разной для мальчиков и для девочек.
Как девочки, так и мальчики с удовольствием осваивают доступные по возрасту техники конструирования, моделирования, плетения, вязания, вышивки, папье-маше. Но разница в том, что мальчики используют эти способы как элементы чего-то более мобильного, функционального и масштабного, а девочки могут долго, кропотливо и аккуратно создавать сложные изделия в одной технике.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот.
У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики) и так далее.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Тематические игры для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход учитывать и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т. д.
На физкультурных праздниках демонстрировать показательные выступления, на которых мальчики представляют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.
Дети допускают ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушаются половые стереотипы. Они могут сказать, что мальчик рубил дерево, когда в рассказе описано, что это девочка. Другими словами, девочке легче следить за приключениями, происходящими с героиней- девочкой, а мальчику-с героем-мальчиком. Как можно строить работу по гендерному воспитанию через чтение художественной литературы. Мы в группе разделили художественную литературу на две группы : о мальчиках, о девочках. Для девочек: «Дюймовочка», «Русалочка», «Волшебная иголочка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Ты на свете лучше всех» и т. д. Для мальчиков: «Мишкина каша», «Огурцы», «Заплатка», «Три поросенка», «Про мальчика который рычал на тигра», «На горке», «Мужик и медведь», «Жихарка».
Такое разделение в течении года позволяет уделять внимание как мужской, так и женской роли.
Для развития познавательной активности существуют опытно- экспериментальная мини-среда «Почемучка», «Клуб путешествий», интеллектуально-познавательная мини-среда «Полка умных книг». Для развития конструктивной деятельности организовано «Конструкторское бюро», где собраны различные виды конструкторов от настольных до напольных. Есть «Мастерская» с набором инструментов для формирования мужских умений, уголок с различной техникой, гараж с парком машин разного размера.
Мы стараемся дать своим воспитанникам представление о том, что в будущем они станут мужчинами и женщинами с определенным стилем поведения и проявлять свои самые лучшие качества.