Ирина Евсюкова
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я САМ».Ребенок хочет стать «как взрослый»,но,понятно,быть им не может. Отделение себя от взрослого-характерная черта кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлением таких чувств и эмоций,как любовь к близким,привязанность к воспитателю,доброжелательное отношение к окружающим,сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости-он может сопереживать,утешать сверстника,помогать ему,стыдится своих плохих поступков,хотя. Надо ометить,эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения,которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьим,отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Публикация «Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения,связанные с определенными разрешениями и запретами (можно,нужно,нельзя,могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы,а нарушение требований взрослого(«Вы сказали,что нельзя драться,а он дерется»).
В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу,возрасту;распознают детей,взрослых,пожилых людей как в реальной жизни,так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес,внимание,заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально резвивающегося трехлетнего человека есть все возможности раздеваться,умываться,пользоваться носовым платком,рсчесткой,полотенцем, отправлять естественные нужды.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования).Ребенок начинает осваивать основные движения,обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию. Возраст 3-4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных,силовых,координации,гибкости).
Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов,явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Малыш способен верно выбирать формы предметов (круг,овал,квадрат,прямоугольник и т. д.).Ему известны слова больше,меньше,и из двух предметов (палочек,мячей,кубиков и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх-пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).
В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидить,потрогать,поиграть с ним,но дети чувствуют,вернее организм ребенка определённым образом реагиркет (В одно время хочется спать,в другое-кушать,гулять).Дети замечают и соответствие определённых видов деятельности людей,природных изменений частям суток,временам года(«Ёлка-это зима»)
.Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 минут,но привлекательное занятие длится достаточно долго,и ребенок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.
Память детей 3 лет непосредственна,непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию,которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки,ребенок из пяти-семи специально предложенных ему отдельных слов обычно запоминает не более двух-трёх).Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным,малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки,пирамидки,мисочек и т. д.).В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью,что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В 3 года воображение только начинает развиваться,и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и изображает на его месте другой палочка вместо ложечки,камешек вместо мыла,стул-машина для путешествий и т. д.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями,но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослого ребенок называет героев,сопереживает добрым,радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации,с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях,то есть соотносит картинку и прочитанный текст. Ребенок начинает «читать» сам,повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова,фразы;уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов,улучшением качества их выполнения,освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе).
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы,происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют-трудно догадаться, что изобразил ребенок.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличие, слух:ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов,осваивает звуковые предэталоны.