Елена Григорьева
Музыкальное занятие «Бом-бом, открывается альбом! Знакомство с музыкой П. И Чайковского» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Светлячок» пос. Любохна Дятьковского района Брянской области
Конспект НОД «Знакомство с музыкой П. И Чайковского «БОМ-БОМ, ОТКРЫВАЕТСЯ АЛЬБОМ!» для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории:
Григорьева Елена Владимировна
Программное содержание:
Публикация «Музыкальное занятие „Бом-бом, открывается альбом! Знакомство с музыкой П, И Чайковского“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• познакомить с произведениями композитора П. И. Чайковского из «Детского альбома» с использованием ИКТ;
• учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, определять жанры и формы музыкальных произведений с помощью игр и движений;
• побуждать детей к активному восприятию музыки;
• вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Чайковского.
Реквизит:
аудиозаписи музыкальных произведений из «Детского альбома»;
проектор, презентация с иллюстрациями по сюжетам пьес «Детского альбома»;
музыкально-дидактические игры : «Наряди новую куклу», «Разноцветная гусеница»;
метла и маска на палочке Бабы Яги;
ноутбуки на 2-х детей на каждом столе,
интерактивная игра на ноутбуках «Узнай музыкальное произведение Чайковского»
ХОД
СЛАЙД 1 Все стоят врассыпную, смотрят на музыкального руководителя, она обращает их внимание на экран.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный мир. А поможет нам в этом «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.
Слайд появляется. Звучит фрагмент классической музыки «Вальс цветов» Чайковского. В это время музыкальный руководитель читает стихотворение:
Бом-бом! Бом-бом! Открывается альбом!
Не простой, а музыкальный — то веселый, то печальный.
Сочинённый для ребят много-много лет назад.
Здесь много разных мелодий. Написал их русский композитор Петр Ильич Чайковский. Посмотрите, это его портрет. Его музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх. Давайте, откроем первую страничку.
СЛАЙД 2 «Марш деревянных солдатиков».
Звучит музыка и по очереди появляются деревянные солдатики на слайде.
Деревянные солдатики маршируют до зари.
Изо всей из математики знают только РАЗ, ДВА, ТРИ!
Давайте, и мы поиграем в солдатиков? И своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки. Будем маршировать лёгким и бодрым шагом по кругу друг за другом, как игрушки под музыку «Марш деревянных солдатиков»
Звучит музыка : 1 часть и 3 часть – все маршируют по кругу,
2 часть – марш на месте, аккуратно ступая.
Молодцы, ребята! Хорошо маршировали!
Открываем следующую страничку альбома.
СЛАЙД 3 «Игра в лошадки». Музыкальная загадка.
Прислушайтесь, какая быстрая и стремительная музыка звучит в этом произведении.
Может, вы мне подскажите, какие движения можно выполнять под эту быструю, отрывистую и стремительную музыку?. (показ прямого галопа на месте)
Подумайте, какую игрушку напоминает вам характер этой музыки?
Правильно, так скачут лошадки.
Появляется картинка «Лошадка» – ответ на слайде.
Это музыкальное произведение композитор назвал «Игра в лошадки»
Все большие молодцы! А теперь садитесь за столы!
Все садятся на свои места за столы.
Открываем следующую страничку детского музыкального альбома композитора Чайковского.
СЛАЙД 4 «Новая кукла». На слайде появляются по очереди разные куклы.
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
Посмотрите сколько у меня на экране разных кукол. Все они новые, красивые, нарядные.
У каждого на столе перед вами лежит тоже новая плоскостная кукла (показ, но она ещё не одета и не знает, какой наряд ей выбрать.
Давайте, мы сейчас тоже с вами побудем ФЕЯМИ и тоже украсим каждый свою куколку. А поможет нам в этом музыка Чайковского, которая так и называется «Новая кукла».
Слушаем внимательно и наряжаем.
Звучит музыка. Все дети выбирают наряды, украшения и прикладывают к куклам. Музыкальный руководитель рассказывает о характере музыки.
Своими радостными светлыми живыми звуками музыка подскажет вам : каких расцветок платье лучше надеть, и какую выбрать диадему или корону. Можете примерить разные наряды и выбрать самый лучший.
По окончании музыкальный руководитель просматривает, что получилась.
Какие красивые получились куклы. Можно отправляться на бал! Перелистнём эту страничку.
СЛАЙД 5 «Вальс».
Музыкальный руководитель медленно читает стихотворение по ходу появления картинок.
Куклы ВАЛЬС танцуют старый…. МЕДЛЕННО
Пара кружится за парой…. УСКОРЯЯ
А юла, юла, юла, себе пару не нашла…. БЫСТРО
Кто с юлой подружится, тот совсем закружится!
А на этой страничке живёт музыка вальса. Под звуки этого танца мы сейчас с вами тоже поиграем. Давайте, уберём куколку на край стола и возьмём другую тарелочку, где есть вот такие разноцветные кружочки.
Ой, посмотрите, да это же это голова гусеницы. А кружочки – это её части туловища.
Ребята, сколько частей в музыкальном произведении – столько же и кружочков в туловище гусеницы. И они все разного цвета. Каждый цвет соответствует характеру музыки каждой части.
Показ с объяснением.
Если музыка плавная лёгкая воздушная – это жёлтый цвет – он светлый и нежный.
Если музыка волнующая и быстрая, как юла – то это красный цвет: самый сочный и яркий из всех.
Если же музыка грациозная, завораживающая, хочется слегка немного покружиться – то это оранжевый.
А теперь всё перемешали, слушаем внимательно музыку «Вальса» и собираем каждый свою гусеницу, начиная от головы слева направо.
Задание сложное, но постарайтесь с ним справиться.
Звучит музыка. Дети собирают музыкальных гусениц.
Молодцы! Вы внимательные слушатели! Так сколько же частей в этом вальсе? (3)
Перелистнём ещё одну страничку альбома
СЛАЙД 6 «Полька» Слайд пустой.
Посмотрите. Здесь совсем пустая страничка. Видимо, здесь какая-то загадка.
Пожалуйста, все дружно встаньте, подойдите ко мне и слушаем следующее задание.
Взяли за руки друг друга, вместе встали все по кругу.
Весело скачи и только, называем танец … ПОЛЬКА
На слайде появляются пара танцующих детей.
Молодцы! Это действительно весёлый танец – полька.
Музыка в этом танце игривая отрывистая, поэтому и двигаться мы с вами будим под музыку как? ….подскоками.
В этом произведении тоже 3 части. Каждая часть имеет свои музыкальные фразы – это такие маленькие рассказы. Мы с вами выразим их с помощью движений. Сначала мы все вместе будем скакать по кругу за мной. На следующую музыкальную фразу в 1 части мы будем двигаться в обратном направлении. На 2 часть музыки немного отдохнём, станем парами и ритмично поиграем в ладоши друг с другом, а в конце этой части на быструю музыку мы покружимся подскоками в парах. 3 часть нашей польки – это повторение 1 части.
А теперь все берёмся за руки. Слушаем внимательно музыку и танцуем лёгкую игривую польку.
Всеми исполняется парный танец «Полька».
СЛАЙД 7 «Баба Яга»
Звучит музыка. Сразу следующий слайд появляется с изображением Бабы Яги
Музыкальный руководитель быстро берёт заранее приготовленную метлу и маску Бабы Яги на палочке, пугает и погоняет всех на свои места к столам, садиться и прятаться на стульчики. До конца произведения музыкальный руководитель бегать-летать вокруг играющих. Кружится. Выполняет движения в соответствии с характером музыки.
Очень злющая Яга! Прячьтесь на свои места!
А иначе, заберу! В лес дремучий унесу! У-у-у-у-у-у-у!
После музыкального произведения звучит музыка волшебства. Музыкальный руководитель убирает маску и метлу и превращается в себя.
Что? Испугались? Вот какая быстрая, тревожная и страшная музыка композитора Чайковского превратила меня почти в настоящую Бабу Ягу. Даже вас напугала.
Вот такой вот злою композитор изобразил в музыке эту сказочную героиню.
СЛАЙД 8 Но вот, и сказка отзвучала, вот и пляска позади.
Если хочешь, то сначала ты пластинку заведи.
Но мы сейчас с вами не будем заново открывать странички альбома.
СЛАЙД 9 Я предлагаю всем поиграть в увлекательную интерактивную игру «Узнай музыкальное произведение».
У вас на столах стоят ноутбуки. Сейчас перед вами появится игра, и мы с вами проверим свою музыкальную память.
Слайд 1 Наводим курсив на экран, нажимаем левую кнопку компьютерной мыши, продолжаем дальше.
Слайд 2 Появляются фигуры с обозначениями, для чего они нужны.
кнопка «начало» игры;
на магнитофоне мы будем прослушивать музыкальные произведения;
игрушки, дети – это будут ответы с подсказками о ком музыкальное произведение;
стрелочка означает «переход хода».
Слайд 3 Наводим курсив на кнопку «начать» и нажинаем на неё.
Слайд 4 (и последующие). Посмотрите, перед вами детская комната, здесь есть разные игрушки, есть весёлые дети, которые танцуют. Даже есть сказочная принцесса Бель вместе с добрым Чудовищем. А ещё…. перед нами стоит магнитофон.
Давайте, его включим с помощью компьютерной мыши и послушаем музыку. Нажимаем. Как вы думает, чья эта музыка? Какой у неё характер? Посмотрите внимательно, может быть, где-то в комнате есть подсказка? Давайте, найдём картинку, соответствующую характеру музыки. Курсивом нажимаем на неё с помощью мыши. Если ответ не правильный, то картинка закачается. Значит, ответ не верный, а музыкальное произведение продолжает звучать. Если ответ правильный, то картинка увеличивается, и звучат аплодисменты. Вы молодцы! Отгадали!
Посмотрите, возле магнитофона появилась синяя стрелочка, она предлагает нам продолжить игру. Следующий ход. Нажимаем курсивом на стрелочку с помощью мыши, а теперь включаем магнитофон и продолжаем слушать музыку. Что же напоминает нам это музыкальное произведение?
Игра продолжается….
РЕПЕРТУАР: Баба-Яга, Новая кукла, Вальс, Полька, Марш деревянных солдатиков, Игра в лошадки.
Слайд 10 Окончание игры. Звучит поздравление: «Молодцы! Мы справились!».