Потапова Ольга
Музыкальное типовое занятие для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие», «коммуникация, «художественно-эстетическое развитие», «познание».
Методы: словесный, наглядный, практический.
Публикация «Музыкальное типовое занятие для детей старшей группы» размещена в разделах
Приемы: объяснение, пояснения, поэтическое слово, беседа, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, оркестровки.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней;
- развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;
- развитие артикуляции и дикции;
- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
-закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением;
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкально - исполнительской деятельности;
- развивать чувство ритма.
- развивать творческое воображение и фантазию.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки
- воображение, память, внимание
- чувство ритма
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и всех музыкальных видов деятельности на занятии.
Предварительная работа: разучивание песен, музыкально - ритмических движений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.
Оборудование: макеты осенних листьев, музыкальные инструменты, репродукция картины левитана «поздняя осень».
Ход занятия:
Звучит музыка («марш» ломовой, дети входят в зал, двигаясь друг за другом, по кругу. С окончанием музыки делают точную остановку, поворачиваются лицом в круг.
Муз. Рук.
Ребята, давайте поздороваемся.
(поёт) – здравствуйте, ребята.
Дети (поют)
– здравствуйте!
Муз. Рук.
Молодцы. Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики и поиграть с нашими пальчиками.
(дети садятся под «солдатский марш» шумана).
Будьте внимательны.
Пальчиковая гимнастика «дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Муз. Рук.
А сейчас мы с вами правильно подышим. Воздух у нас в зале чистый и свежий. Носиком будем вдыхать воздух, а ротиком на ладошку выдыхать
Упражнение на дыхание
Муз. Рук.
Молодцы, все справились с заданием. Осталось нам только распеть, разогреть наш голосовой аппарат.
Попевка «бай – качи - качи» рус. Нар.
Муз. Рук.
Молодцы! И с этим заданием мы справились и подготовили свой голос для пения.
Муз. Рук.
А сейчас мои ребятки, загадаю вам загадку.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?
Дети: осенью!
Муз. Рук.
Да - это осень. Осенью всё чаще идут дожди, птицы улетают в дальние края, опадают с деревьев листочки. И мы с вами поём осенние песни, но даже осенний дождик не испортит нам настроения и станет музыкальным. Ребята давайте возьмём музыкальные инструменты и украсим вступление нашей песни звонкими капельками.
(дети берут колокольчики, треугольники и металлофоны)
Исп. песня «топ, сапожки, шлёп, сапожки»
Муз. И сл. Еремеевой,
Журнал «музыкальный руководитель»№ 5, 2005г. Стр. 69
Муз. Рук.
Молодцы, ребята, красивая, звонкая и весёлая песенка у нас получилась. К сожалению, осень приходит к нам не надолго и приходит пора прощаться. А для того, чтобы мы попрощались с осенью без сожаления, мы разучим новую песню, которая так и называется «до свиданья, осень». Вот послушайте, а потом расскажите, с каким настроением мы будем прощаться с осенью.
Муз. Рук. Исполняет песню: «до свиданья, осень» сл. Яворовской,муз. Кудряшова.
Сб. «озорные нотки». Стр. 68
Муз. Рук.
С каким настроением я исполнила песню?
Дети.
Радостно, светло, празднично.
Муз. Рук.
А знаете почему? Мне кажется, не стоит грустить, ведь осень уходит не навсегда и обязательно вернётся в следующем году. А теперь давайте разучим первый куплет этой песни.
(работа над заучиванием текста, точной артикуляцией и ритмически точным пропеванием мелодии.)
Ребята, а вы верите в чудеса?
Дети:
- да!
Я сегодня буду волшебницей. Закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку…
Звучит музыка а. Вивальди «осень» 2-я часть, диск 8 тр. 36 программа «музыкальные шедевры» о. П. Радыновой.
(воспитатель раскидывает листья по ковру).
Муз. Рук.
Ребята, вам знакома эта музыка?
Дети:
Да, мы слушали её, это музыка а. Вивальди «осень».
Муз. Рук.
А какую картину нарисовал композитор?
Дети:
Поздняя осень, идет дождь, настроение тоски и печали.
Её исполняет старинный инструмент клавесин и звук у него, как будто стеклянный.
Муз. Рук.
Послушайте, какие стихи написал сам композитор:
Сама природа дышит утомленьем
И, догорая медленным огнём,
Она стоит над праздничным селеньем
И всё к покою призывает в нём.
Муз. Рук.
Как точно композитор сумел и при помощи поэзии и средств музыкальной выразительности изобразить осенний пейзаж. А вот как это увидел художник левитан в картине «поздняя осень» (показать репродукцию картины). Давайте ещё раз послушаем музыку. (включить аудиозапись).
Муз. Рук.
Ребята, а куда это нас привела волшебная музыка вивальди?
Дети.
На осеннюю полянку.
Муз. Рук.
Правильно, ребята на осеннюю полянку. А вы хотите погулять по этой чудесной полянке?
Дети.
Да!
Муз. Рук.
И так в путь.
Музыкально-ритмические движения
Упражнение «поскоки» «поскачем» муз. т. Ломовой
Легко скачут с ноги на ногу по кругу.
«великаны и гномы» л. Компанейца
Идут большими и маленькими шагами.
Муз. Рук.
Листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветерок, листья полетели.
И на землю тихо сели.
Ребята, а давайте соберем осенние листочки и с ними потанцуем.
Исп. «танец с осенними листочками».
Муз. Ф. шопен «вальс» до # - минор
(«живое» исполнение и аудиозапись)
Муз. Рук.
Ребята, какие вы молодцы! Старались двигаться в точном соответствии с характером музыки, а как красиво и плавно кружились, взлетали и опускались листья.
(дети ставят листья в вазу)
Раз, два, три, четыре, пять предлагаю поиграть. Хотите? Тогда
Выходите.
Игра «ловишка» муз. Гайдна.
Сб. «музыка и движение» стр. 87
(воспитывать у детей выдержку, дослушивая и договаривая текст до конца, учить вежливому отношению друг к другу (не толкать и не хватать друг друга, а «осаливать»). Игра повторяется 2-3 раза.
Муз. Рук.
Молодцы, ребята! Старались играть по правилам и не обижать друг друга. Мы с вами сегодня очень многое узнали, многому научились. Вам понравилось?
Дети:
Да.
Муз. Рук. (поёт) - до свидания!
Дети: (поют) – до свидания!
Под музыку «марш» ломовой дети выходят из зала.