Никоненко Елена Анатольевна
Музыкальное занятие «Лаборатория звука» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в области «Музыка»
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Лаборатория звука»
МАДОУ № 182
Никоненко Е. А.
Цель: привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков, расширяя познание о звуке и обогащая музыкальные впечатления дошкольников
Задачи:
Образовательные задачи
Публикация «Музыкальное занятие „Лаборатория звука“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- формировать представления о звуке, его основных свойствах (высота, динамика, тембр, длительность);
- учить выделять средства выразительности (ритмический рисунок, динамику и тембр звучания)
Развивающие задачи
- развивать диатонический слух (громко-тихо, звуковысотный (высоко-низко, ритмический (длительность звука, тембровый (характерное звучание).
- развивать внимание, память, мышление
- развивать дыхательную и артикуляционную системы
- развивать воображение
- развивать мелкую моторику рук
- развивать психомоторные способности (пластику, ритмичность, выразительность, изобразительность танцевальных движений)
- развивать умение передавать музыкальные звуки в рисунке
Воспитательные задачи
Воспитывать у детей интерес к музыкальному творчеству.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийная установка, проектор, презентация по теме «Звук» .
2. Музыкальный центр
3. Столы для рисования; изготовления музыкальных инструментов.
4. Кисточки, палитры, краски, фоторамки, (по количеству детей).
5. Круги - модули, карточки воробьёв и лягушек (по количеству детей, мольберт, дидактическая картина природы.
6. Заготовки для изготовления шумовых музыкальных инструментов, стаканчики с разным содержимым для наполнения.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети проходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
М. р. Здравствуйте, ребята. На самом деле, поздороваться с вами я хочу по-особенному:
Здравствуй, солнце! ….
Здравствуй, ветер.
Здравствуй, топот быстрых ног.
Здравствуй, дождик.
Здравствуйте, дети.
Здравствуй, тихий шепоток.
М. р. Вы заметили, что здоровались мы с вами разными звуками? Это совсем не случайно! Сегодня мы посетим с вами лабораторию звука, в которой узнаем о звуке много нового и интересного.
Присаживайтесь на стулья. Какие же бывают звуки?
Показ презентации.
в презентации дети знакомятся с музыкальными звуками - слушают звучание пианино, аккордеона, скрипки, трубы; с речевыми звуками, которые воспроизводятся с помощью голосовых связок, губ, языка и зубов; звуками окружающего мира – слушают звук ручья, машины, открывающейся двери, жужжание пчёл).
М. р. Но это ещё не всё, что мы с вами узнаем о звуке. Оказывается, звуки могут по-разному звучать! Например, высоко и низко. Давайте пройдём на танцевальную площадку нашей лаборатории и попробуем изобразить высокие и низкие звуки.
Песенный этюд «Воробей и лягушка»
По небу воробей летал
И громко песни распевал.
Высоко летал, летал
И вдруг лягушку увидал.
А зелёная лягушка прыг-прыг-прыг,
На болоте скрылась вмиг.
Ей внизу тепло сидеть,
Лягушачьи песни петь.
Воробей чирик-чирик-чирик,
К лягушачьим песням не привык.
Песни надо петь легко,
Поднимаясь высоко!
М. р. А сейчас расположим наших воробьёв, которые пели высоким звуком и лягушек, которые пели низким звуком на этой картине.
Дети располагают птиц и лягушек на картине (воробьи – высоко, лягушки – низко).
М. р. Теперь давайте подумаем…мы уже знаем, что все звуки звучат высоко и низко. А какие ещё? Давайте я подскажу вам. Все звуки бывают длинные и короткие. Я приглашаю вас в мастерскую красочных звуков.
Дети проходят к столам.
М. р. Это мастерская красочных звуков! А значит, изображать звуки мы будем красками. И не на бумаге, а на стекле. Давайте попробуем изобразить длинный звук длинной линией, а короткий – короткой линией. Дети изображают звуки. Все попробовали? Значит, добавим звуки!
Рисование звуков. (дети красками рисуют длинные и короткие звуки на стекле в соответствии с музыкой : длинные и короткие звуки).
М. р. Вот какие замечательные картины у вас получились! Из каких звуков?
А сейчас послушайте, что это за звук? (стук по столу). Тогда слушайте ещё внимательнее (сначала тихий стук, потом громкий). Как я стучала первый раз? А как второй? Правильно, сначала тихо, потом громко. Это, ребята, ещё одна особенность звука, о которой мы узнаем немного больше. Я снова приглашаю вас на танцевальную площадку нашей лаборатории. (дети проходят на площадку).
М. р. Чтобы научиться различать звуки по громкости звучания, мы с вами расскажем музыкальную историю про маленьких гномов. А рассказывать историю мы будем нашим телом.
Танцевальный –ритмический этюд «Гномы»
М. р. Вы отлично рассказали эту историю! Но нам уже надо торопиться в мастерскую профессора Тембра! (дети идут к столам)
М. р. Это – мастерская профессора Тембра. Тут он делает разные инструменты и сравнивает их звучание. Дело в том, что звуки имеют разный тембр. Тембр – это особенная окраска звука. А чтобы понять, что это за окраска такая, мы с вами сделаем свои инструменты и потом услышим эту окраску.
Изготовление шумовых музыкальных инструментов.
В стаканчиках находятся разные сыпучие предметы: рис, бусинки, камешки, пуговицы, монетки. Детям предлагается аккуратно пересыпать содержимое из стаканчиков в заготовки для муз. инструментов и закрыть крышкой).
М. р. А теперь послушаем, как звучат ваши инструменты. Слышите, как отличаются звуки? Это потому что внутри ваших инструментов разные предметы.
М. р. Ребята, скажите, вам понравилось в лаборатории звука? Что же мы теперь знаем о звуке?
Сегодня лаборатория закрывается и нам пора уходить. А музыкальные инструменты, которые вы сами сделали, будут вам подарком от мастерской профессора Тембра!