олеся шаломина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные матрешки»
Задачи:
1. Развивать звуковысотный слух.
2. Развивать музыкально-ритмическую память.
3. Закреплять умения двигаться в хороводе, четко пропевая мелодию.
4. Познакомить детей с понятием «гамма», "частушка"
5. Закреплять жанры народной музыки.
6. Приобщать детей к истокам русской культуры
Ход:
Дети двигаются подскоками на ковер.
Муз. рук. Музыкальное приветствие (МРД) "По дороге мы шагаем"
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Музыкальные матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Муз. рук: Проходите на места. Садитесь ровно, спину выпрямляйте, ноги поставьте у стула.
Сейчас я загадаю вам загадку, слушайте внимательно
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешка.
Муз. рук: Ребята, а что такое матрешка?
(ответы детей)
Матрешка это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны. (на столе выставлены матрешки). Посмотрите как много здесь представлено матрешек, какие они красочные, яркие. В каждой из них спрятана кукла меньшего размера.
А еще на донышке матрешки автор, это тот кто ее расписывал оставляет свои инициалы или фамилию. (просматриваю несколько матрешек, находим инициалы. беру матрешки с ритмическим рисунком)
Ой, а посмотрите, здесь не инициалы, на нарисован ритмический рисунок и я предлагаю вам сыграть в игру "Попробуй, повтори"
Муз. рук: Сейчас я простучу ритмический рисунок, а вы должны запомнить его и повторить. Слушайте внимательно и запоминайте.
Игра "Попробуй, повтори"
Муз. рук: Молодцы, ребята. Давайте дадим нашим матрешкам музыкальные имена по названию нот. Какие ноты вы знаете?
Дети: До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля, Си.
Муз. рук: А теперь споем их имена по порядку. Закончив именем самой главной – первой матрешки. Порядок от «до» до «до» похож на лесенку из восьми ступенек. Эта лесенка называется гаммой. У каждой гамы есть свое название. Это – гамма «До-Мажор». Матрешки веселые, поэтому и песенка веселая, мажорная.
(Дети поют с аккомпанементом гамму до мажор.)
Муз. рук:. (Спрашиваю индивидуально)
Муз. рук: А теперь послушайте, какая музыка сейчас по характеру? (играю минорную гамму (Выставляю пособие "По музыкальным волнам". Работа с пособием)
Ваня, отметь нам характер музыки.
Слушайте, как я играла сейчас. (играю отрывисто и быстро мажорную гамму. Дети выставляют соответствующую картинку.)
Ребята, я вам хочу напомнить, что матрешка – это народная игрушка. А какие жанры народной песни вы знаете? (ответы детей) Затрудняетесь. Тогда у меня для вас видео подсказка. Пойдемте на ковер. Посмотрите на экран.
(На экране видеофрагмент хоровода)
Дети: Это хоровод. Хоровод это народный коллективный танец на Руси, который сопровождается пением. (комментирую видеофрагмент)
Муз. рук: А помните, мы с вам совсем недавно водили хоровод? О чем он? А хотите исполнить его еще раз?
Исполняется хоровод "Праздник урожая"
(Остаются стоять на ковре.)
Молодцы, ребята, выразительно пели и движения старались выполнять под музыку.
Мы с вами поговорили про хоровод, а вот еще один жанр народной песни. Обратите внимание на экран, что звучит?
(На экране видеофрагмент частушки. Ответы детей.) Правильно частушка. Частушка это коротенькая песенка. Обычно их поется несколько и у всех у них похожая мелодия. Я предлагаю вам разучить одну из них. Проходите на места. (Напоминаю об осанке)
Разучивание частушки.
Муз. рук: Молодцы. Весело. Звонко у вас получилось.
Наши матрёшки приготовили для вас сюрприз. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать, что у них внутри.
1. На дуге висят спокойно, 2. Деревянные, резные,
стоит лишь дугу встряхнуть - Расписные, озорные.
Мелодично и привольно А в руках как застучат
украшают долгий путь. Всех порадуют ребят.
(Ответы детей)
Молодцы, угадали
Сейчас с этими музыкальными инструментами мы поиграем в игру "Дружно заиграли"
(Считалкой выбирается водящий. Игра повторяется два раза. После игры дети складывают музыкальные инструменты на столы и встают в круг.)
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей).
Что запомнилось про матрешку?
С какими понятиями мы сегодня познакомились?
Какие жанры народной песни вспоминали?
Какое задание вам больше понравилось выполнять?
Мне сегодня очень приятно было с вами заниматься. К сожалению наше занятие подошло к концу. Я спою вам "До свидания" (Пропевается поступенная мелодия вверх, а дети пропевают поступенную мелодию вниз в ответ. Дети цепочкой под музыку уходят из зала.)