Любовь Юрецкая
Музыкальное тематическое занятие для подготовительной группы детского сада «Красота фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие «Красота фольклора»».
Цель: расширять знания детей о русском народном творчестве.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Закрепить понятия «фольклор», «хоровод», «плясовая».
-формировать доброжелательные отношения между детьми.
-продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами;
Публикация «Музыкальное тематическое занятие для подготовительной группы детского сада „Красота фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-закреплять умения правильно и выразительно выполнять элементы русских народных плясок.
-осваивать основные приемы звукоизвлечения (деревянные ложки, маракасы, бубны, колокольчик, балалайки).
-развивать художественный вкус и эстетическое восприятие фольклора;–развивать певческие навыки.
2. Развивающие задачи:
-реализовать познавательную активность, индивидуальные возможности ребенка через практические виды деятельности;
-формировать навык самооценки.
3. Воспитательные задачи.
-воспитывать интерес к традициям русского народа, прививать уважение к народной культуре;
–воспитывать положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических движений;
-воспитывать эстетические чувства при восприятии инструментальной музыки.
- воспитывать общечеловеческие качества, культуру общения;
Виды детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации - игровая и практическая.
Формы организации детей: коллективные, групповые, индивидуальные.
Методы и приемы - наглядно- слуховой; словесный (беседа, рассказ, пояснения); практический (показ педагогом музыкально-ритмических движений, показ приемов игры на музыкальных инструментах).
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) : ноутбук, пианино, нотный материал, мультимедийный проектор, детские балалайки, бубны, трещотка, маракас, деревянные ложки.
Планируемые результаты:
Предметные:
-вызвать интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;
-продолжить работу над чистотой интонирования мелодии.
Личностные:
-совершенствовать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Метапредметные:
-вызвать интерес к данной образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и сверстниками;
-вызвать позитивную самооценку своих музыкально – творческих способностей.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий.
Познавательные:
-расширение кругозора дошкольников;
-умение применять правила и пользоваться инструкциями.
Регулятивные:
-принимать образовательную и творческую задачу;
-осознавать и управлять своими эмоциями;
-уметь удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь;
-развивать умение сотрудничества со сверстниками в движении, играх, соблюдать правила игры.
Предварительная работа:
- Разучивание русских народных потешек, попевок, закличек;
- Знакомство с русскими народными инструментами: балалайка, трещётка, ложки, рожок, гармонь;
-Прослушивание русских народных мелодий в исполнение оркестра народных инструментов;
Содержание образовательной деятельности:
Дети под русскую народную песню заходят в зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Прошу вас, выходите,
Поближе подходите!
Будем танцевать и песни распевать
Прошу, ребята, вас за мною повторять….
( движения по показу: вводная ходьба)
Здравствуйте, ребята!
Как ваше настроенье?
Прошу вас, подтянитесь!
Друг другу улыбнитесь!
Будем танцевать и песни распевать
Прошу, ребята, вас за мною повторять….
( движения по показу: пружинка)
Мы будем заниматься,
Не будем отвлекаться!
Будем танцевать и песни распевать
Прошу, ребята, вас за мною повторять….
( движения по показу: выставление ноги на пятку)
Как здорово мы с вами поздоровались! А встретились мы с вами в музыкальном зале не случайно. Как вы думаете, чем мы можем здесь заняться? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). А можно ли здесь поиграть? Так давайте поиграем в игру «Ладошки».
Игра «Ладошки»
Музыкальный руководитель :
Похлопаем немножко (Хлопают в ладоши)
И разотрем ладошки (Трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (Трут ладоши более быстро и интенсивно)
Громче-громче, веселей,
Ты ладошки не жалей!
Какие бурные аплодисменты! А для кого они могут звучать? (для артистов)
А давайте и мы сегодня вместе побудем артистами.
Мы будем учиться красиво петь и танцевать.
Артисты, занимайте места! (осанка)
Давайте вспомним вместе песню «Здравствуй, красная весна»».
Песня ««Здравствуй, красная весна»».
Музыкальный руководитель- Разговаривать мы сегодня будем о русском народном творчестве или как его называют ещё «фольклор». Это когда творцом и созидателем является не один человек, а целый народ. Какие народы вы знаете? (ответы детей)
Музыкальный руководитель :
У каждого народа есть свои обычаи, традиции, промыслы и, конечно, культура со своеобразными песнями и танцами. Все это называется ФОЛЬКЛОР.
-Послушайте и постарайтесь определить, какой народ написал эту музыку?
Хоровод «Во поле березонька стояла»
(ответы детей)
Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
Давайте, заведём хоровод, возьмитесь за руки и пойдём по кругу вправо, а теперь влево;
Соберёмся в центр хоровода, вернёмся в большой круг;
Мальчики, топайте правой ногой, а девочки идут в центр и обратно;
Девочки хлопайте в ладоши, а в центр пойдут только мальчики;
Повернёмся друг за другом и пойдём хороводным шагом за ведущим на стульчики.
Музыкальный руководитель : Сядьте удобно. Как можно описать характер этой музыки? (ответы детей). Верно. Она, спокойная, неторопливая, звучала плавно, под неё хотелось двигаться, значит, она танцевальная.
-Русский народ жизнерадостный и оптимистичный. Очень известны в русском фольклоре небольшие куплеты, которые много раз повторяются с разными текстами, и, конечно, сопровождаются танцевальными движениями.
-Мы сейчас их исполним, а вы вспомните, может где- то уже встречались с такой музыкой и сравните её характер с характером хоровода, который мы водили в начале занятия. Похожие они или отличаются?
Частушки:
Мы хорошие подружки
Дружно, весело живём,
И частушки – топотушки,
Мы сейчас для вас споём,
Ух!
(на проигрыш пританцовывают)
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли,
А сейчас мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Ух!
(на проигрыш пританцовывают)
Музыкальный руководитель : Узнали, как называются эти куплеты? (ответы детей) Верно, это частушки. Мы пропели два куплета, но их может быть очень много. А какой характер был у музыки? (ответы детей) Весёлый, озорной, шутливый, игривый…. Так можно сказать о характере частушек, но всегда они исполняются в чётком ритме.
- Вы тоже знаете небольшие русские народные песенки. Догадайтесь, ритм, какой песенки я сейчас прохлопаю. (прохлопывает ритм русской народной песенки «Андрей – воробей).
(ответы детей)
Музыкальный руководитель : Ребята, это русская народная попевка «Андрей – воробей». Прежде чем её исполнить, давайте немного разогреемся. Встаньте около стульчиков.
Физминутка:
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Музыкальный руководитель : Молодцы! Рассаживайтесь на свои места. Вспомним слова песенки «Андрей – воробей», проговорим их шёпотом и прохлопаем ритм (дети вместе с воспитателем выполняют задание)
Музыкальный руководитель : Давайте подберём музыкальный инструмент, который поможет нам исполнить эту песенку.
Выставляются музыкальные инструменты – металлофон, барабан, балалайка, трещотка.
Дети предлагают инструменты и аргументируют свой ответ.
Музыкальный руководитель- На любом из этих инструментов можно сыграть песенку «Андрей – воробей», потому – что исполняется она на одном звуке, меняется только ритм. Кто хочет помочь сыграть эту песенку на металлофоне? Выходи (имя ребёнка) Бери палочку в правую руку, выбери любую пластинку на металлофоне, играй, а мы будем петь. Пойте не громко, чтобы не заглушать звук металлофона.
«Андрей – воробей», русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель : А теперь попробуем спеть на другом звуке (песня исполняется ещё 2 раза, на более высоких звуках и с ускорением темпа) Молодцы, справились. Вы выбрали металлофон, чтобы исполнять эту песенку. Но раз она русская народная песенка, значит, и инструмент надо было брать народный. А есть ли среди этих инструментов русские народные? (ответы детей)
Верно, балалайка – это русский народный инструмент, но вы на нём играть пока не умеете, для этого надо специально учиться. А какие ещё народные инструменты вы знаете? Я вас попрошу ответить, когда вы услышите их в музыке. И так, будьте внимательны.
Слушание.
«Камаринская» П. Чайковский (отрывок)
(Дети называют услышанные инструменты.)
Воспитатель: Молодцы, так и хочется пуститься в пляс под такую задорную музыку. Выходите, ребята, танцевать.
Танцевальное творчество.
«Русская пляска»
(Дети используют движения русской народной плясовой)
Музыкальный руководитель : Молодцы, те ребята, которые вспомнили движения русской народной пляски – это и притопы, и топотушки, и приседания с выставлением ноги на пяточку, и хлопки, и кружения. А исполнили мы пляску под звуки русских народных инструментов. Когда они звучат одновременно, то получается…. (дети отвечают). Оркестр. Для нас прозвучал оркестр русских народных инструментов.
Музыкально-игровое творчество
Игра «Трынцы - брынцы удальцы». Дети всей группой встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы -брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. Игра повторяется несколько раз.
Рефлексия: Ребята, что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей).
Да, мы глубже познакомились с русским народным творчеством – с песнями, хороводами, плясками, играми. Все это называется одним словом – фольклор. Благодарю за занятие. До свидания.
Дети под русскую мелодию выходят из зала.