Наталья Васильевна Баринова
Музыкальное развитие детей раннего возраста. Рекомендации для родителей
▼ Скачать +Заказ
В развитии детских музыкальных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Доказано, что чем раньше начать работу по развитию музыкальных способностей ребенка, тем лучше будет результат. В каждый возрастной период развития малыша выделяют наиболее важные сферы, которые открыты и особенно чувствительны к внешним воздействиям, в том числе музыке. Это так называемые сензитивные периоды, в которые развитие тех или иных способностей ребенка происходит наиболее интенсивно. Как раз раннее музыкальное развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет во многом определяется спецификой общего психического развития этого возраста. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы, ведь ребенок воспринимает и познает окружающий мир не разумом, а органами чувств. Здесь важно помнить, что общее психическое развитие ребенка связано в этот период, прежде всего, с развитием чувственной сферы. От того, насколько активным будет процесс накопления ярких, эмоциональных впечатлений, эстетических переживаний и настроений во многом зависит дальнейшее интеллектуальное (и музыкальное) развитие ребенка.
Публикация «Музыкальное развитие детей раннего возраста, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мы живем во время постоянных перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное обучение, общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Работа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста проходит в разных формах: на занятиях с музыкальным руководителем, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Прогнозируемые результаты раннего музыкального развития ребенка могут быть следующими: к 3 годам ребенок:
- эмоционально реагирует и узнает знакомые мелодии;
- умеет различать контрастные особенности звучания (высокий низкий, громкий-тихий, быстрый-медленный);
- вместе с педагогом подпевает в песне музыкальные фразы;
- двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
- выполняет звукоизобразительные движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук в такт музыке;
- различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен, колокольчик.
Главное - создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, гостевой этикет). Главное, чтобы сделать детей счастливыми, чтобы жизнь детей наполнить сюрпризами, встречами с новыми героями, радостями от подарков, веселыми играми. Это относится к праздникам во всех возрастных группах.
Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия
Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки.
Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. Это может быть зайчик, о котором дети поют песенку. Может быть, и небольшая сценка с одним-двумя героями. Малышам нравится праздничная атмосфера. Но бывает и так, что дети негативно относятся к сказочным персонажам на празднике, замыкаются, отталкивают их, не желая общаться, или хотят уйти из зала совсем. Как этого избежать? Любой приглашенный персонаж должен быть хорошо знаком детям по сказкам, мультфильмам. Костюм героя должен быть продуман до мельчайших деталей. Появившись на празднике, персонаж должен дать детям время рассмотреть его, потрогать, познакомиться поближе. На праздниках могут действовать безобидные и добрые персонажи: белочки, ежики, зайчики, Снегурочка, Петрушка, Матрешка. Когда герой праздника выбран удачно, дети открыто с ним общаются, отвечают на его вопросы, с удовольствием с ним играют, а также поют ему песенки и учат танцевать. И если дети на празднике ведут себя именно так, то, значит, ваш праздник подготовлен правильно и интересно.
В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо их рассмотреть, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.
Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, неоправданные паузы – все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.
Итак, в практике работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста сложились определенные традиции к построению сценария праздника. Дети осматривают оформление групповой комнаты, зала, их поздравляют с праздником, они поют о нем песню, читают несложные стихи. Затем следуют зрелищные моменты, которые чередуются с активными действиями самих детей.
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 2 3 лет предполагает решение педагогом следующих задач:
- содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности;
- привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках;
- развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;
- способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;
- отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.
Примерный перечень развлечений и праздников для детей 2-3 лет:
Праздники: «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник».
Тематические праздники и развлечения: «Осень», «Солнышко ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Игры забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки».
Отчего зависит успех в работе музыкального руководителя? Успех и неудачи проведенного праздника или развлечения?
Успех гарантирован при условии, что: а) дети и воспитатели любят друг друга; б) малыши, музыкальный руководитель и педагог также испытывают взаимную симпатию; в) между музыкальным руководителем и воспитателями существует полное взаимопонимание.
Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию в них творческого начала).
Эта положительная энергия влияет не только на зрителей, но и на нас, взрослых, и, несомненно, на самих детей.
Итак, формула успеха заключается во взаимной привязанности детей и взрослых, увлеченных любимым делом.
Памятка для родителей
по музыкальному воспитанию детей 2-3 лет
Слушайте с малышом классическую, народную музыку, песни детских композиторов.
Стремитесь к тому, чтобы общение с музыкальным произведением вызывало у ребенка только положительные эмоции.
Если малыш устал или у него плохое настроение, и он не хочет слушать музыку, сразу переключите его на что-либо другое.
Слушайте хорошо знакомые музыкальные произведения и новые, с которыми ребенок еще не знаком.
Слушайте вместе с ним детские песенки, стремитесь к тому, чтобы малыш подпевал отдельные слова, целые фразы.
Обязательно похвалите его за это. Старайтесь, чтобы он не только подпевал, но и одновременно приплясывал.
Чтобы разнообразить первые танцевальные импровизации малыша, познакомьте его с некоторыми танцевальными движениями, включая их в пляску. В этом возрасте дети все выполняют по показу взрослых, подражая им во всем.
Поэтому чем ярче и выразительнее будет ваша пляска, тем интересней танцевальная импровизация ребенка. Включайте в пляску те движения, которые малыш может повторить. Например, хлопать в ладоши, притопывать одной ногой, поворачивать кисти рук из стороны в сторону, держа их на уровне глаз.
Обучайте малыша выполнять движения, изображающие прыжки зайчика, полет птички, тяжелую поступь мишки, легкий бег лисички и т. д.
Вовлекайте в эти занятия других членов семьи, чтобы радость общения с музыкой передалась и им!
Материал подготовила:
музыкальный руководитель
Наталья Васильевна
Баринова