Мария Куртамирова
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Фольклор («народная мудрость») чувашского народа является наиболее лучшим средством (материалом) для музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Чувашский музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач духовно-нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Поэтому важно с раннего возраста знакомить детей с лучшими образцами народного творчества. Пение, родное слово, игра на музыкальных народных инструментах, национальные костюмы с вышивками, игровые и танцевальные элементы - все это комплексно должно использоваться на музыкальных занятиях, различных мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Естественно, для детей дошкольного возраста подбираются доступные и наиболее подходящие образцы народного музыкального творчества. Одним из таких средств является чувашская народная песня. Она представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания.
С раннего возраста дети слышали песни: пела мать, укачивая ребенка, пела сестра, убирая избу, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал (н рлен) отец за какой-либо работой. Много было различных песен, исполняемых в процессе трудовой деятельности. Было много молодежных песен: хороводные (вай юррисем, посиделочные (улах юррисем). песни, которые исполнялись на праздниках молодежи (сурхури, х р с ри юррисем) и т. д. Пели гости (х на юрри); пели на свадьбах (туй юрри, салма юрри, н х та юрри).
Дети не могли проходить мимо этого большого песенного богатства. Подражая старшим, они исполняли некоторые нетрудные песни, пели свои детские песни.
Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им любовь к родным мелодиям, содействовало тому, что чувашский народ становился музыкальным.
Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в традициях народа. В них наиболее ярко отражены национальные особенности и комплексность выражения национального характера: слово, музыка, действие. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, гордости за эту красоту.
Издавна у чуваш была своя народная система музыкального воспитания, которая прежде всего предполагала ранее приобщение детей к песенному богатству чувашского народа. Это закладывалось в семье, где, как правило, все пели и песня была своего рода нравственным началом становления человека.
Известные семь заповедей воспитания у чуваш удивительно зафиксированы в народных песнях, которые окружают детей с самого раннего возраста. Среди них те, что исполняются самими детьми, то есть собственно детский фольклор и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные педагогические воздействия, а в музыкальной форме. Тема трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Зазывные песни «Нимене» («На помочь») в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых, так и детей.
Здоровье считалось главным добром в жизни человека, поэтому, как заметил академик Г. Н. Волков, словосочетание «ырл х-сывл х» в чувашском языке выступало всегда и сегодня оно является пожеланием добра «ырл х-сывл х сунат п» – «желаю всего хорошего».
Хусан хулинче хут хакл.
Ч мп р хулинче ч н хакл.
ут антал кра м н хакл,
Ырл хпа сывл х пит хакл!
В Казани-городе бумага цениться,
В Симбирске-городе ремень ценится;
На всем белом свете что ценится?
Добро со здоровьем очень ценятся!
Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.
авр найса ут, ай, улмашк н
ава аври кирл те, ай, в рене;
Маттур та юрлама – маттур кирл,
К нтен пу тарн та с кирл.
Размашисто сено, ай, косить –
Косовище нужно да, ай, кленовое,
Задорно да петь – задор нужен,
Сызмала накопленный да разум нужен.
Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным. У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен:
Ах, пит йыв р, ах пит йыв р
Ат лтан чул к ларма;
Ах, пит йыв р, ах пит йыв р,
Т вансенчен уйр лма.
Ах, как тяжело, ах, как тяжело
Из Волги камни доставать.
Ах, как тяжело, ах, как тяжело
С родными расставаться.
Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать. Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.
В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач [9;91].
Ачине – паппине,
Лапт к, лапт к с пкине.
Ашш кайн пасара,
Кулач илсе килет-ха,
Ам ш кайн ырлана,
ырла татса кллет-ха.
Паппа ту, паппа ту,
Няня инче паппа ту.
Деточке поспать,
Покачать колыбельку.
Папка пошел на базар,
Калач купив, вернётся;
Мамка пошла по ягоды,
Ягод нарвав, вернётся.
Засыпай, засыпай,
На постельке засыпай.
Г. Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских народных песен на детей, выделил два момента: отбор песен самими детьми – естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми – педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла» [8;325].
Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа.
Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей, включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания, но и форм и способов исполнения. Коллективная театрализация, игра, состязательность высвечивают личные качества участников через систему взаимоотношений в деятельности. Содержательная часть и формы игр создают воспитывающие ситуации, в которые попадают дети. Таким образом, традиционное народное искусство становится важнейшим фактором музыкально-эстетическое воспитание дошкольников.
Литература:
1) Скворцов М. И. Культура чувашского края. -Чебоксары 1995.
2) Иванов В. П., Николаев В. В., Дмитриев В. Д. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. -Москва, 2000.
3) Волков Г. Н. Народные традиции чувашского народа. - Чебоксары, 1976.
4) Лаврентьева С. Г. Голос детворы. – Чебоксары, 2002, 2012.
5) Бахтина В. Ю. и др. Праздники на земле Улыпа. -Чебоксары, 2006
6) Казакова В. П., Михайлова В. Н. Чувашский музыкальный фольклор. ,-Чебоксары, 2003.
7) Павлова И. Ю. Чувашский музыкальный фольклор. -Казань, 2002.
8)Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении. -Чебоксары, 1998
9)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155]