Получи документы

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа

Мария Куртамирова
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.

Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа» размещена в разделах

Музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Фольклор («народная мудрость») чувашского народа является наиболее лучшим средством (материалом) для музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Чувашский музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач духовно-нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Поэтому важно с раннего возраста знакомить детей с лучшими образцами народного творчества. Пение, родное слово, игра на музыкальных народных инструментах, национальные костюмы с вышивками, игровые и танцевальные элементы - все это комплексно должно использоваться на музыкальных занятиях, различных мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Естественно, для детей дошкольного возраста подбираются доступные и наиболее подходящие образцы народного музыкального творчества. Одним из таких средств является чувашская народная песня. Она представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания.

С раннего возраста дети слышали песни: пела мать, укачивая ребенка, пела сестра, убирая избу, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал (н рлен) отец за какой-либо работой. Много было различных песен, исполняемых в процессе трудовой деятельности. Было много молодежных песен: хороводные (вай юррисем, посиделочные (улах юррисем). песни, которые исполнялись на праздниках молодежи (сурхури, х р с ри юррисем) и т. д. Пели гости (х на юрри); пели на свадьбах (туй юрри, салма юрри, н х та юрри).

Дети не могли проходить мимо этого большого песенного богатства. Подражая старшим, они исполняли некоторые нетрудные песни, пели свои детские песни.

Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им любовь к родным мелодиям, содействовало тому, что чувашский народ становился музыкальным.

Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в традициях народа. В них наиболее ярко отражены национальные особенности и комплексность выражения национального характера: слово, музыка, действие. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, гордости за эту красоту.

Издавна у чуваш была своя народная система музыкального воспитания, которая прежде всего предполагала ранее приобщение детей к песенному богатству чувашского народа. Это закладывалось в семье, где, как правило, все пели и песня была своего рода нравственным началом становления человека.

Известные семь заповедей воспитания у чуваш удивительно зафиксированы в народных песнях, которые окружают детей с самого раннего возраста. Среди них те, что исполняются самими детьми, то есть собственно детский фольклор и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные педагогические воздействия, а в музыкальной форме. Тема трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих народных песнях. Зазывные песни «Нимене» («На помочь») в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых, так и детей.

Здоровье считалось главным добром в жизни человека, поэтому, как заметил академик Г. Н. Волков, словосочетание «ырл х-сывл х» в чувашском языке выступало всегда и сегодня оно является пожеланием добра «ырл х-сывл х сунат п»«желаю всего хорошего».

Хусан хулинче хут хакл.

Ч мп р хулинче ч н хакл.

ут антал кра м н хакл,

Ырл хпа сывл х пит хакл!

В Казани-городе бумага цениться,

В Симбирске-городе ремень ценится;

На всем белом свете что ценится?

Добро со здоровьем очень ценятся!

Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

авр найса ут, ай, улмашк н

ава аври кирл те, ай, в рене;

Маттур та юрлама – маттур кирл,

К нтен пу тарн та с кирл.

Размашисто сено, ай, косить –

Косовище нужно да, ай, кленовое,

Задорно да петь – задор нужен,

Сызмала накопленный да разум нужен.

Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным. У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен:

Ах, пит йыв р, ах пит йыв р

Ат лтан чул к ларма;

Ах, пит йыв р, ах пит йыв р,

Т вансенчен уйр лма.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело

Из Волги камни доставать.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело

С родными расставаться.

Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать. Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.

В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач [9;91].

Ачине – паппине,

Лапт к, лапт к с пкине.

Ашш кайн пасара,

Кулач илсе килет-ха,

Ам ш кайн ырлана,

ырла татса кллет-ха.

Паппа ту, паппа ту,

Няня инче паппа ту.

Деточке поспать,

Покачать колыбельку.

Папка пошел на базар,

Калач купив, вернётся;

Мамка пошла по ягоды,

Ягод нарвав, вернётся.

Засыпай, засыпай,

На постельке засыпай.

Г. Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских народных песен на детей, выделил два момента: отбор песен самими детьми – естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми – педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла» [8;325].

Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа.

Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей, включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания, но и форм и способов исполнения. Коллективная театрализация, игра, состязательность высвечивают личные качества участников через систему взаимоотношений в деятельности. Содержательная часть и формы игр создают воспитывающие ситуации, в которые попадают дети. Таким образом, традиционное народное искусство становится важнейшим фактором музыкально-эстетическое воспитание дошкольников.

Литература:

1) Скворцов М. И. Культура чувашского края. -Чебоксары 1995.

2) Иванов В. П., Николаев В. В., Дмитриев В. Д. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. -Москва, 2000.

3) Волков Г. Н. Народные традиции чувашского народа. - Чебоксары, 1976.

4) Лаврентьева С. Г. Голос детворы. – Чебоксары, 2002, 2012.

5) Бахтина В. Ю. и др. Праздники на земле Улыпа. -Чебоксары, 2006

6) Казакова В. П., Михайлова В. Н. Чувашский музыкальный фольклор. ,-Чебоксары, 2003.

7) Павлова И. Ю. Чувашский музыкальный фольклор. -Казань, 2002.

8)Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении. -Чебоксары, 1998

9)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155]

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа
Опубликовано: 19 января 2021 в 20:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на основе фольклора чувашского народа» (включая файлы) размещена пользователем Мария Куртамирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД