Лиана Валенская
Музыкально-творческая деятельность как фактор формирования потребности в творческой самореализации у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2 слайд
«Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки»
Советский психолог и педагог Л. С. Выготский
3 слайд
Публикация «Музыкально-творческая деятельность как фактор формирования потребности в творческой самореализации у старших дошкольников» размещена в разделах
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы познания детьми музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Ребёнок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества : песенного, игрового, танцевального и т. д.
Для современной музыкальной педагогики является очень важным правильное понимание сущности двух понятий: музыкальное творчество детей и их педагогически целенаправленное музыкальное образование.
4 слайд
Музыкально-творческая деятельность ребёнка отличается от такой же деятельности взрослых!
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, изобразительные, словесные. Этот вид творческой деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.
Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу : сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста.
Очень важно давать детям проявлять свою субьектность на занятиях без ущерба для задач музыкальной деятельности!
Вот простейший пример: познакомить с двумя песнями и предложить детям самим выбрать, что им больше хочется спеть.
5 слайд
Поэтому создание среды, для формирования потребности творческой самореализации старших дошкольников, на сегодняшний день очень актуальна.
Очень важно отметить!
«Развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности происходит и на занятиях, и с последующим их закреплением в любом виде игровой деятельности : в группе, на площадке».
6 слайд
Музыкально-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста протекает в обстановке эмоционального подъёма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами творческого самовыражения, самоутверждения, и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала детей и формированию у них потребности в творческом самовыражении и самореализации.
7 слайд
Условия для развития творчества ребенка
• Раннее начало
• Создание среды
• Третье важное условие состоит в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т. д. При этом мы учитываем желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем, которые позволяют не опасаться излишнего перенапряжения ребенка.
Предоставление ребенку большей свободы не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую помощь педагога.
• И вот четвертое условие успешного развития музыкально-творческих способностей – это ненавязчивая помощь педагога. Но самое важное здесь – не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься, а постоянные подсказка часто очень вредят процессу развития творчества детей и их самореализации.
8 слайд
ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ:
1. развивать творческое воображение
2. проявления творческой активности;
3. побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, танцевальной и творческой деятельности (инструменты, костюмы)
4. побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества :
музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.
5. создать среду для формирования детского творчества и самовыражения.
9 слайд
1.«Музыкально-игровое творчество»
Дает возможность детям творчески самореализовывать себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
Включает в себя весь комплекс музыкальной деятельности.
10 слайд
2. «Песенное творчество»
Оно подразумевает умение детей импровизировать простейшие мелодии, передавать в пении характер исполняемого материала.
11-12 слайд
3. «Танцевальное творчество»
- это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции. На экране отразила коротко в таблице.
13 слайд
У нас есть атрибуты и костюмы для развития танцевального творчества детей.
Желание примерить костюм персонажа побуждает детей к творчеству перевоплощения. Необходимость пополнения детскими костюмами дошкольного отделения - актуальна и на сегодняшний день. Это важная составляющая, для самовыражения и самореализации дошкольника. И особенно важно выполнение этой задачи, а именно пополнение костюмами дошкольных отделений, в следующем виде деятельности о котором я сейчас расскажу.
14 -15 слайд
4. «Музыкально-игровое творчество»
- это умение самостоятельно находить способы воплощения музыкально-игрового образа, самовыражения.
• Передача образов отдельных персонажей
• Изменение образа персонажа в соответствии со сменой характера музыки.
• Участие в играх с развернутым театральным действием.
• Импровизация музыкально-игрового образа
Здесь без атрибутов и костюмов вообще невозможна деятельность.
16 слайд
5. «Музыкально-дидактическая игра» - выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка
17 слайд
6. «Игра на музыкальных инструментах»
- один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Важна доступность инструментов для детей, как в музыкальном зале, так и в группах.
18 слайд
Играть на музыкальных инструментах; петь, танцевать и самим себе аккомпанировать; придумывать музыкальную сказку; озвучивать стихи – все это вызывает у детей стойкий интерес, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки вообще не существует.
Элементарное музицирование – это коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
19-20 слайд
Все эти виды деятельности дети закрепляют в своих группах. Они продолжают самореализовываться после музыкальных занятий и праздников непосредственно в своей группе. В нашем корпусе в каждой группе есть свой музыкальный уголок. Мы с воспитателями работаем в данном направлении именно для того, чтобы дети имели возможность проявить себя и самовыразиться самостоятельно, без помощи взрослого. Важно дать детям возможность самостоятельно в группах закрепить и развить те знания, которые были получены на занятиях по музыке в музыкальном зале.
21 слайд
Успех в работе по развитию творческих способностей и самореализации детей может быть достигнуть только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Для этой цели в группах есть «Буклеты с рекомендациями от музыкального руководителя». В этих буклетах советы родителям для музыкально-эстетического развития и творческой самореализации детей вне сада.
Завершая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть, что все вышеперечисленные виды деятельности должны быть подкреплены соответствующей материальной базой, соответствующей средой для детского самовыражения. Из года в год в саду ведется работа над этим. А именно:
• создание атрибуты, костюмов, дидактических материалов.
• сохранение уже существующей базы костюмов, инструментов, атрибутов, дидактического материала.
22 слайд Спасибо за внимание.