Лариса Ерофеева
Музыкально-театрализованная деятельность как средство нравственно-эстетического развития детей с ЗПР и ЗРР
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция профессиональной деятельности
Ерофеевой Ларисы Владимировны
Музыкального руководителя
ГБДОУ детский сад №25 компенсирующего вида
Петродворцового района Санкт – Петербурга
«Музыкально – театрализованная деятельность, как средство нравственно – эстетического развития детей с задержкой психического и речевого развития».
«В театре любые мы роли исполним
Зло и добро различим без труда.
Здесь мы узнаем и с детства запомним-
В сказке добро побеждает всегда.
Н. Хорина
Публикация «Музыкально-театрализованная деятельность как средство нравственно-эстетического развития детей с ЗПР и ЗРР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр, близок детям, понятен и доступен. Дети готовы смотреть всё, что им покажут. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.
Малыши очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно – эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру, театрализацию.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир. Важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации. Преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной лёгкостью заменяют слова мимикой и жестами. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, развивают творческие способности. Благодаря музыке ребёнок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Мною собрана большая фонотека: «Наедине с природой», «Голоса животных и птиц», «Из чего родилась музыка», «Музыка нового поколения», «Классика – детям.» и т. д. Звуковой дизайн синтезатора создаёт уют и оригинальность в постановке спектаклей.
Главная задача в моей работе – создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту звуков окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.
Стараюсь тщательно подбирать репертуар, неожиданность, сюрпризность делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют ребят.
Составленные мною сценарии представляют собой небольшие спектакли, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный и игровой материал в одно целое. В процессе разучивания соблюдаю следующие принципы:
- следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
- заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- обучение через игру;
- импровизация;
- радость успеха;
- подбор доступного и интересного материала;
- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и
людях.
В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях,
не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждое занятие с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Из многообразия средств выразительности особое внимание уделяю:
- в младшей группе формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
- в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме).
- в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения.
- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Важным в своей работе считаю следующие критерии:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной
деятельности;
- поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров;
- обеспечивать взаимосвязь в едином педагогическим процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному, нравственно – эстетическому развитию детей.
Я убеждена, что музыка и театр в детском саду научат ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародят стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.