Алеся Чистова
Музыкально-познавательное занятие «Музыка Петра Ильича Чайковского в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализуемые задачи: Дать детям представление о П. И. Чайковском, как о детском композиторе.
Научить определять характер и настроение прослушанной музыки (спокойная, грустная, весёлая)
Развивать тембровый и динамический слух
Развивать танцевально-игровое творчество.
Беседа «Моя любимая игрушка»
Воспитатель предлагает обратить внимание на аккуратно расставленные игрушки в игровой зоне.
Воспитатель:
- Ребята, а у вас дома есть игрушки?
- Какие самые любимые?
- Как вы с ними играете?
- Как надо играть, чтобы ваши игрушки не ломались, не испортились?
Публикация «Музыкально-познавательное занятие „Музыка Петра Ильича Чайковского в жизни детей“» размещена в разделах
- После игр сами убираете игрушки на место?
Ответы детей.
Загадка.
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто?
Ответ: Кукла
Воспитатель (обобщая). Большинство мальчиков любят играть с машинками, конструктором, с солдатиками. Девочки чаще всего играют с куклами.
- Как можно играть с куклой?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу историю о девочке, у которой тоже была кукла. Придумал эту историю композитор Пётр Ильич Чайковский.
Показывает портрет.
- Ребята, кто такой «композитор»?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Композитор – это человек, который пишет (сочиняет) музыку.
Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых. Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы уложились в несколько музыкальных произведений - пьес под общим названием «Детский альбом». Некоторые из них мы с вами послушаем.
Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но не заботилась о ней, часто бросала, трепала её. И однажды кукла заболела.
Воспитатель. Сейчас мы будем слушать музыку и представим себе, что мы в концертном зале. Сядем ровно, спинки прямые и будем внимательно слушать. А потом вы мне расскажите, что вы представили во время прослушивания музыки.
Слушание пьесы «Болезнь куклы» (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, какая по характеру была музыка, грустная или весёлая?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет: Прозвучала грустная музыка. В ней мы услышали, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает, просит пить. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Девочке очень жаль свою куклу.
Воспитатель:
-Кто хочет показать, как девочка жалеет больную куклу?
Дети давайте еще раз прослушаем эту пьесу.
Драматизация сюжета под музыку «Болезнь куклы».
-Кто запомнил и скажет, как называется эта музыка?
-Воспитатель продолжает рассказывать:
Девочка долго горевала, что не стало её любимой куклы. Но прошло время. И однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.
-Это тебе, Сашенька! – сказал он.
-Что же там такое, - сгорая от любопытства, думала Сашенька.
Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи.
А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.
-Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.
Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.
-Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша.
Воспитатель. А теперь мы с вами прослушаем еще одну пьесу П. И. Чайковского, называется она «Новая кукла». И сново вы мне расскажите о том, что вы представили себе во время прослушивания этой музыки.
Слушание пьесы «Новая кукла» (аудиозапись).
Воспитатель: Какая музыка прозвучала по характеру, весёлая или грустная?
Ответы детей.
Что вам хочется делать под эту музыку?
Дети: Танцевать.
Воспитатель: Вот какая красивая новая кукла есть у нас в зале. Давайте с ней поиграем. Становитесь в круг. Под музыку будем бережно передавать куклу друг другу. На ком закончится музыка – тот выйдет в середину круга и потанцует с куклой. Остальные будут хлопать в ладоши в такт музыки.
Танец с куклой. Звучит пьеса «Новая кукла» (аудиозапись).
Воспитатель:
Теперь положим куклу спать в кроватку и споём ей «Баю – баюшки - баю».
Как называется песня, под которую укачивают детей?
Дети: Колыбельная.
Воспитатель: С каким композитором мы сегодня познакомились? Вы прослушали несколько музыкальных историй. Как называлась первая история? Вторая? П. И. Чайковский рассказал нам о грустных и радостных переживаниях – музыкой. А художники – красками. (Показать рисунки кукол) Теперь знаете, как надо относиться к игрушкам?
Ответы детей.
Воспитатель: Я уверена, что вы всегда будете беречь свои игрушки.