Анна Кузяева
Музыкально-литературная гостиная «Русская осень» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-литературная гостиная «Русская осень» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
Ход мероприятия:
Дети под музыку А. Вивальди «Осень» входят в зал. (перестроение)
Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами присутствуем в литературно-музыкальной гостиной. Наша встреча посвящена будет стране, в которой мы живем, природе, которая нас окружает. Как называется наша страна? (Россия). Мы знаем, какая большая наша страна, когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже наступает утро. Если на севере реки скованы льдом, земля покрыта снегом, а на юге цветут сады, то в наших краях властвует осень.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Русская осень“ по произведениям П, И, Чайковского „Времена года“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Чайковский П.И.
- Темочки
1 реб. :
Наш родимый край - ,
Где в озёрах синева,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
И на праздник наш чудесный
Щедрость русскую несём.
Край родимый прославляя
О России мы поём.
Песня «Росиночка Россия» Е. Зарицкой
Ведущая:
Основная тема нашей встречи звучит так – «Русская осень». Наш праздник мы посвящаем чудесному времени года – Осени. Я приглашаю вас в удивительный мир поэзии и музыки. В нашей гостиной мы услышим стихи известных поэтов и музыку композиторов, познакомимся с живописными полотнами русских художников. Все мы станем участниками праздника, где главной героиней будет Осень. Широка и раздольна Матушка-Русь, завораживают красотой и ее поля и реки, горы и леса. Особенно красива наша русская земля Осенью. Недаром на осеннюю красоту русской земли обращали восхищенные взоры поэты и художники, композиторы и музыканты. Я думаю, что сейчас случится чудо, и Красавица Русская Осень появится на нашей музыкальной гостиной.
Итак, мы начинаем.
1 реб. :
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Увядающую шаль.
2 реб. :
Следом за летом осень идет.
Желтые песни ей ветер поет.
Красную под ноги стелет листву.
Белой снежинкой летит в синеву.
3 реб. :
Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
4 реб. :
Осень кисточки взяла,
Стала краски подбирать
«Я листочки у берёзки
Буду жёлтой рисовать»
5 реб. :
«Осень, Осень ты — художник,
Шепчут листья на ветру, -
Под твоей волшебной кистью
Мы как бабочки в саду».
6 реб. :
Осень кисточки взяла,
Стала краски подбирать:
«Я у клёна красной краской
Буду листья рисовать».
7 реб. :
Осень кисточки взяла,
Стала краски подбирать
«Золотистым цветом солнца
Буду землю украшать».
Песня «Наступила после лета осень» (садятся)
Ведущий:
За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её : холодной, щедрой, дождливой, грустной…Осенью на юг, в теплые края улетают птицы.
Но, все-таки, осень – прекрасное время года. Недаром осень называют «золотой порой» ведь именно она окрашивает листву деревьев в яркие краски, именно осенью мы собираем богатый урожай фруктов и овощей.
Музыкальная инсценировка «Овощи»
Ведущая:
И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавались в искусстве, я загадаю вам загадки.
Загадки:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
(Ветер)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала.
(Туча)
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
То прятаться начнут.
(Дождь)
Летел Егорка,
Упал в озёрко,
Гусей не согнал
И сам не пропал.
(Лист дерева)
Ведущий:
Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники, композиторы. А как выражают свое отношение к осени художники и композиторы?
Дети отвечают:
Ведущий: (подводит итог)
Художники используют краски. Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков). А вот писатели и поэты свое отношение к осени выражают через слово. Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох.
И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Вот послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.
«Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот…».
Ведущий:
Чтобы написать такие строчки о падающих осенних листьях, нужно быть очень наблюдательным, чувствительным человеком с богатым воображением и литературными способностями.
Ведущий:
Предлагаю порадовать волшебницу Осень и проявить словесное творчество в игре. Нарисуем осень, но не красками и карандашами, а красивыми словами. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
«Осень пришла к нам, словно (фея, царица, принцесса, волшебница, хозяйка)
И принесла с собой (дожди, сырость, ветры, осенние дары). Осенью листья на ветру кружатся, будто (карусель, бабочки, снежинки, вертолетики). Листья лежат на земле, словно (разноцветный ковер, покрывало, одеяло, пестрый плед). И вся земля становится похожа на (сказку, волшебное царство, разноцветный шар, цветную поляну)».
Ведущий:
Еще один великий русский писатель А. П. Чехов в одном из своих писем признался:«А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое в ней. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями». Я думаю, что волшебница Осень с удовольствием наблюдает за всем происходящим в этом зале.
Сейчас я предлагаю проявить словесное творчество и поиграть в игру «Подари комплимент Осени»
Игра «Подари комплимент Осени»
(Дети встают в круг и, под тихую музыку, бережно передавая друг другу осенний листочек, говорят слова - комплименты).
Дети:
Красивая, живописная, необыкновенная, волшебная, разноцветная, переменчивая, золотая, унылая, дождливая, листопадная, лиловая, приятная, очаровательная, неотразимая, прекрасная, расписная, багряная, чудесная, дивная, пасмурная, зябкая, щедрая, пышная, неотразимая, непостоянная, загадочная, сказочная….
Дети присаживаются. :
Осень в России всегда была порой, которую воспевали не только писатели, но и поэты.
В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.
«Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А. С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.
Осень очень любил А. С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.
Реб. :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (Пушкин)
Ведущий:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Федор Иванович Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.
Реб. :
Есть в осени первоначальной
Короткая но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь. (Тютчев)
Ведущий:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. Да, осень — самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся — не налюбуешься! Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин.
Реб. :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин)
Ведущий:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм.
Реб. :
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани. (Есенин)
Ведущий:
«Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…»
Эти строки также принадлежат С. Есенину. Они понравились композитору Георгию Пономаренко и с его помощью получился вот такой романс. И исполнит нам его … ….
Романс «Отговорила роща золотая»
Ведущий:
Как красиво звучат эти строки. И нас охватывает мягкая грусть. Обычно мы испытываем такое чувство осенью, когда начинается «пышное природы увяданье».
Какие красивые слова подобрал поэт, чтобы описать осень.
Ведущий:
Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. А русская душа созвучна осени : в ней и радость и грусть… Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.
Ведущий:
С вами мы стихи читали
свой талант показали
но уж как всегда бывает
нам кого-то не хватает.
Дети хором:
Художника!
Ведущий:
В гости сегодня художника ждем
Ты слышишь, художник, тебя мы зовем!
Входит Художник. (держит в руках краски и кисть)
Художник:
Как хорошо, как празднично у вас.
Мы с вами все наполним красотою,
ведь в гости к вам пришел художник-это я!
и красочки волшебные со мною.
Мы разрисуем счастьем целый мир,
чтоб все смеялись радостно сегодня.
Чтоб не было сегодня хмурых,серых лиц
улыбки,чтоб сияли добротою.
Я сегодня очень удивился:
Листик на ладошку опустился.
Будто птичка с неба прилетела,
Кто его таким красивым сделал?
Дети:
Осень!
Существует две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем…
Ведущий:
… и другая: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.
Перед детьми на экране проектора репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского)
Художник :
«Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан. Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение! Какой красивый осенний пейзаж у Левитана (беседа о средствах выразительности)
Художник:
Ребята!
Нет ничего удивительнее и прекраснее Осени. Какое великолепие красок! Какое разнообразие едва уловимых оттенков! Разве может простой художник передать своей кистью всю прелесть этой красавицы! Это под силу лишь чародею. Вот если бы вместо моей кисти у меня была волшебная палочка., я бы пожелал тогда, чтобы осень на портрете ожила. Вот тогда я прочёл бы ей стихи, посвятил бы ей песню. Но чудес не бывает. Но! Вы мне можете помочь!Я предлагаю нарисовать осеннюю картину.
Рисует группа детей с художником. Дети садятся.
(Художник (показывает зрителям картину)
Палитра моя ярких красок полна.
Как радуга в небе сияет она!
Теперь я закончил осенний пейзаж
И всех приглашаю на свой вернисаж.
Посмотрите на картину. Краски сочные, яркие, радостные.
И сейчас они оживут перед вами.
«Вальс с шарфами» - муз. Г. Пахульского «В мечтах»
Конечно, чтобы видеть красоту природы, надо уметь наблюдать, замечать удивительное, даже, казалось бы, в том, что тебе уже давно знакомо.
Далеко не каждому природа сразу раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!
Художник уходит.
Ведущий:
Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду.
П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Ведущий:
Не только поэты, но и композиторы посвящали Осени свои музыкальные произведения. И сейчас прозвучит произведение под названием «Октябрь» русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года».
В этой музыке можно услышать и порывы ветра, и капли осеннего дождя, и как падают,кружатся и ложатся на землю листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, уныло. Давайте послушаем и посмотрим замечательный осенний танец. Услышим с вами, как композитор П. И. Чайковский с помощью музыки передает красоту осенней природы.
Реб. 1:
Вновь осенняя пора ветром закружила,
Чудо – красками она всех заворожила!
Посмотри, какой ковёр листьев у порога!
Только жаль, что светлых дней осенью немного.
Реб. 2:
Осенним вальсом жёлтых листьев
Залюбовались мы с тобой,
Давай закружим в танце вместе,
Закружим весело с листвой.
Музыка П. И. Чайковского «Октябрь.
Осенняя песня» из цикла «Времена года»
«Вальс осенних листьев»
Ведущий:
Я уверена, что равнодушным не остался никто.
Осень — пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту. Это всё – осень…
Под музыку Г. Свиридова «Осень» (отрывок) входит волшебница Осень.
Осень. :
Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые!Я услышала красивую музыку, чудесные стихи, комплименты в свой адрес и не могла не появиться перед вами! Я – Русская Осень, я так торопилась к вам на праздник.
Эту встречу я ждала,
Отложила все дела,
Вижу, вы бодры, здоровы –
Веселиться вы готовы!
Хоровод с Осенью (стоят в кругу)
Осень :
Ребята, как вы считаете,а ранняя осень приходит всегда с богатым урожаем, с подарками, сюрпризами?
Осень :
Ну что, хотите узнать какие есть у меня подарки и сюрпризы.
Реб. :
Осень в гости к нам пришла,
Веселится детвора,
Потому что много осень,
Нам сюрпризов принесла.
Хороводная игра «Что на осень принесла».
Ведущий:
Спасибо, золотая осень, за твои щедрые подарки. (садятся)
Осень :
Как хорошо вы чувствуете изменчивый характер осени и понимаете, что в осени есть своя красота, только надо её отыскать – увидеть, услышать, почувствовать и рассказать…. И у вас сегодня это замечательно получилось!
От души я вас благодарю. Я прощаюсь с вами. До свидания.
Осень уходит.
Ведущий:
Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.
Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, как пестрые листья, которые нарисовали наши художники. Да, осень самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок. Желаю вам такой же чистоты, счастья, гармонии и новых красок жизни.
Ведущий:
Наша осенняя музыкальная гостиная подошла к концу. Давайте пожелаем друг другу радости, а в наших сердцах останется прекрасные воспоминания от встрече с Русской Осенью.
Мы приносим искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в нашей литературно-музыкальной гостиной.
Самоанализ музыкального руководителя Кузяевой Анны Александровны
открытого просмотра развлечения музыкальной гостиной «Русская Осень» для детей старшего дошкольного возраста.
Данная форма организации деятельности детей оправдана тем, что позволяет решить задачи из разных образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель мероприятия:
Воспитание у детей чувства прекрасного.
Показать взаимосвязь музыки, живописи, поэзии в изображении
осенней природы.
Задачи данной организованной деятельности:
- воспитывать в детях чувства прекрасного: уметь видеть красоту природы, слышать красоту музыки и поэтического слова.
- знакомить с репертуаром русских композиторов – классиков: П. И. Чайковского, Г. Свиридова.
- развивать способность различать выразительные средства музыки.
- формировать вокально-певческие навыки.
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха в звукотворчестве.
- воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, его природе.
- закреплять знания о сезонных изменениях в природе, привлечь внимание детей к богатству звуков окружающей природы.
- развивать устную речь, активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорные ощущения, эстетическими, искусствоведческими терминами.
- знакомить с пейзажной живописью русских художников.
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности, и изящества
Танцевальных движений:
- совершенствование психомоторных способностей, развитие мышечной силы, подвижности в суставах, выносливости, координационных способностей, а также мелкой моторики.
Удивлять и радовать детей, создавать хорошее настроение,
положительный эмоциональный отклик.
Учить сравнивать музыкальные, поэтические, изобразительные
образы.
Развивать танцевальное творчество детей, умение проявлять себя в
исполнительской деятельности, умение вслушиваться в музыку и
проявлять фантазию.
Учить выразительному чтению стихов.
Продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
Показать взаимосвязь музыки и литературы;
Воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;
Воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.
Развивающая среда:
Ноутбук,мультимедиа проектор; слайды с изображением картин
русской природы.
Запись музыки : П. Чайковский «Осенняя песнь»,
шарфы осенней расцветки, костюм осени, корзина с угощением,листья,
Предварительная работа:
Слушание музыки : П. И Чайковский «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года».
Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», В. Поленов «Золотая Осень», Е. Волков «Октябрь», И. Горюшкин – Сорокопудов «Старая Русь», И. Грабарь «Рябинка».
Разучивание стихов: И. Бунин, А. Пушкин, Ф. Тютчев.
Разучивание танцев «Вальс осеених листьев», «Вальс с шарфами»,
Разучивание музыкальной игры «Что нам осень принесет».
Разучивание песен: «Осень» М. Парцхаладзе, «Росиночка - Россия» Е. Зарицкая, «Несмеяна - Осень» Н. Куликовой, «Ходит Осень - несмеяна» М. Еремеевой.
Наблюдения в природе
Совместное творчество с родителями на тему «Осень Золотая».
Материал:
Мольберты, рисунки детей, репродукции картин, музыкальныен инструменты, муз. центр, фонограммы, атрибуты к танцам (листья, ленты).
Данная организованная деятельность проходила в форме музыкальной гостиной, посвященной русской осени. Выбранная тема позволила решить патриотические, экологические и музыкальные задачи.
Мероприятие построено лаконично, с четкой последовательностью.
Учтены возрастные особенности детей.
В исполнении осеннего песенного репертуара дети показали выразительность пения, навыки интонирования, хорошей артикуляции, звукообразования, звуковедения.
Дети выразительно читали стихи, соотнося их содержание с настроением и палитрой осенних пейзажей.
Музыцирование, привлекло внимание детей к богатству звуков окружающее природы. Данный вид музыкальной деятельности учит выразительно использовать шуршащие шелестящие звуки, соотносить с образом в стихах и музыки,что способствует установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями, развивает тонкость и чуткость тембрового слуха фантазию и изобретательность.
Хороводная игра, танцы способствовали формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности, и изящества танцевальных движений.
Ритмический танец с листьями и лентами способствовал решению задач по физическому развитию детей: совершенствование психомоторных способностей, развитие мышечной силы, подвижности в суставах, выносливости, координационных способностей, а также мелкой моторики.
Подобранный репертуар, появление персонажа (Осень) позволил не только решить поставленные задачи, но и поддержать эмоциональный настрой, заинтересованность детей на всем протяжении организованной деятельности.