Надежда Матюнина
Музыкально-оздоровительная работа с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Анализ теоретических источников заявленной проблематики позволил нам сформулировать определение данному понятию.
Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа с дошкольниками» размещена в разделах
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения.
3. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
1. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.
2. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:
1. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.
2. Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
3. Совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ.
4. Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию[3, с. 34].
Раскроем подробнее данные направления.
1. Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия проводятся примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов.
Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных :
Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.
2. Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут. Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание, здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОУ, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.
4. Взаимодействие детского сада и начальной школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя: взаимопосещение физкультурных занятий и уроков физкультуры; рекомендации педагогов ДОУ по психофизическому развитию выпускников; совместные педсоветы по данной теме. Для дошкольников организуютэкскурсии в школу, совместные выставки рисунков на тему ЗОЖ, проводятся музыкально-валеологические викторины и развлечения, театрализованные представления, совместные турпоходы[3,с. 36].