Вера Жарикова
Музыкально-образовательный проект «Метод моделирования в певческой деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Метод моделирования - это «Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений»
Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка.
Для последовательного и эффективного применения метода моделирования, необходимо прежде всего, учитывать особенности умственного развития детей определенного возраста.
Публикация «Музыкально-образовательный проект „Метод моделирования в певческой деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются :
- сенсорное воспитание (развитие);
- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
- становление речи.
Использование же метода моделирования способствует развитию умения последовательно высказываться, выбирать наиболее точные слова для составления своего рассказа. Педагог при работе с детьми старшего дошкольного возраста должен активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность. Именно в это время применение метода моделирования наиболее целесообразно, т. к. он легко усваивается детьми, и наиболее плодотворен в освоении некоторых задач в музыкально ритмической деятельности ребенка.
Чтобы облегчить и ускорить процесс развития слуха и восприятия мелодии, Л. С. Струве на всех ступенях обучения рекомендовала метод относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков. Л. С. Струве, музыкальный педагог, ведущий специалист Академии детского хорового искусства по музыкальному образованию дошкольников, адаптировал «Хоровое сольфеджио» Г. А. Струве для работы с детьми дошкольного возраста, разработав методику для развития музыкальных способностей и певческого голоса «Музыкальные ступеньки». Система ручных знаков введена в программу «Камертон» ЭП. Костиной. Для успешного развития детского восприятия, развития памяти ребенка дошкольного возраст, автор программы «Камертон» Костина ЭП, педагогам по музыкальному образованию в ДОУ, предлагает использовать наглядные карточки-картинки при составлении сюжета песни, а так же геометрические фигуры, позволяющие детям запомнить форму песни: составляющую структуру.
Анализ диагностических срезов по развитию певческих способностей детей дошкольного возраста в среднем, старшем дошкольном возрасте показал, что у дошкольников недостаточно развит музыкальный слух (мелодический, ладо - высотный, тембровый, а так же музыкально-сенсорное восприятие звуков (звуковысотные и ритмические отношения). При восприятии слуховых дифференцировок дети частично различают основные отношения музыкальных звуков, иногда требуется помощь взрослого. Дети не показывают необходимых навыков певческих умений : правильность звукообразования, дикции, интонирования мелодии. У детей среднего дошкольного возраста плохо развита музыкальная память, логическое мышление. Многие дети забывают сюжет песни, то о чем в ней поется, дети на низком уровне самостоятельно воспроизводят интонацию песни, детям просто не интересно запоминать монотонные слова, и повторяющиеся припевы в песнях. Поэтому, я решила разработать проектную деятельность, направленную развитие музыкального слуха, певческих, вокальных навыков, интереса к изучению песен у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
• использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения мелодии, формирует приемы работы с памятью;
• применяя моделирование, мы учим детей видеть движение мелодии, скачки в музыке; внешнее восприятие и голосовые возможности органично взаимосвязаны.
• Развивает логическое мышление. фантазию, речь, создает интерес к работе, умение работать с графическими изображениями, развивает творчество.
Цель: облегчить и ускорить процесс развития слуха и восприятия мелодии песни у детей старшего и среднего дошкольного возраста. Формировать музыкальную связь явлений с понятными и доступными действиями и образами: соотношение звуков по высоте, длительности, силе с помощью метода моделирования.
Задачи проекта :
1. Учить работать с «ручными знаками», видеть движение мелодии по руке «нотный стан», развивать внешнее восприятие и голосовые возможности ребенка.
2. Использовать карточки-модели при составлении сюжета песни, распевки, игры.
3. Используя методическое пособие «геометрические фигуры» составлять и знать форму структуры песни: вступление, куплеты, припев, проигрыш.
4. Используя методику Т. А. Боровик развивать умение интонировать голосом распевки, по картинкам-моделям, используя творческие задания «рисование голосом», «песенки-графики».
5. Способствовать развитию звуковысотного, тембрового, мелодического голоса, используя музыкально-дидактические игры Э. П. Костиной: «Кто как идет», «Птица и птенчики», «Веселые гармошки», «Тихо-громко».
6. Развивать логическое мышление, воображение, память, фантазию, креативность.
Принцип проекта : принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Форма работы с детьми: образовательная деятельность
План реализации проекта
1-й этап. Подготовительный
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Разработка рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
4. Подбор наглядного материала, творческих заданий, упражнений, текста песен.
5. Систематизация нотного музыкального материала.
6. Организация методического материала : музыкально-дидактических пособий, разработка конспектов музыкальных занятий.
7. Составление плана реализации проекта в музыкально-образовательном процессе ДОУ.
2-этап. Основной. Практический
1. Ознакомление воспитателей старших групп с целями и задачами проекта.
2. Использование метода моделирования в непосредственно-образовательной деятельности.
3. Игровая программа «Угадай песенку», с карточками моделями, используемые в методе моделирования в процессе музыкального занятия.
4. Творческие задания и упражнения «Рисование голосом». Методика Т. А. Боровик.
4. Показ для воспитателей ДОУ открытого музыкального занятия.
3-й этап. Заключительный
1. Проведение диагностики.
2. Прослеживание результатов.
3. Создание фотоальбома.
4. Создание картотеки по методу моделирования песен, распевок музыкальных игр в процессе обучения детей пению.
Работа с воспитателями:
Создание методической музыкально-образовательной среды в группе :папки-передвижки,музыкальные лесенки,карточки-картинки по моделированию куплетов песни,сюжетные картинки песен.
Предполагаемые результаты проекта
1. В результате использования метода моделирования,применяя графическую аналогию, графические модели и модели к построению формы песни, у детей должны систематизироваться полученные знания: быстрее запомнить сюжет песни, распевки, игры и их построение.
2. В результате использования метода «ручные знаки» должны научиться соотносить звуки по высоте, длительности, силе звучания голоса.
3. В результате использования музыкально-дидактических игр, наглядных пособий у детей должен развиться звуковысотный, тембровый слух.
4. У детей разовьется способность самостоятельно выполнять поставленную задачу, логическое и ассоциативное мышление, память, фантазия, креативность.
Вывод:
Метод моделирования направлен на целостное развитие ребенка дошкольного возраста, так как открывает у него ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Научное обеспечение проекта
1. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
2. Никитина Т. Б. Самоучитель по развитию памяти. М. - Международное агентство «A.D.&T.», 2003г. - 299с.
3. Звуко - речевая игра «Ленивый жук», журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2006г. - 22с.
4. Тютюнникова Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение Москва, 2004. – 28 с.
5. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.
6. Э. П. Костина. Музыкально-дидактические игры.
7. Т. А. Боровик. Методическое пособие игровая теория музыки для детей 4-6 лет «Ти-ти-Та и ди-ли- Дон». -Город: издательство, 2008,88с.
8. Т. А. Боровик. Методическое пособие звуки, ритмы и слова. Часть 1. -Мн:книжный дом 1999г,112с