Александра Романова
Музыкально — литературная гостиная «Зима в произведениях композиторов, поэтов и художников» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Зима в произведениях композиторов, поэтов и художников»
подготовительная к школе группа
Цель: На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитых русских поэтов, художников и композиторов, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.
2. Расширять представления детей о характерных признаках зимы и её особенностях.
Публикация «Музыкально — литературная гостиная „Зима в произведениях композиторов, поэтов и художников“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
3. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический слух, эстетическое восприятие живописи, поэтических и музыкальных произведений.
4. Развивать артистические и творческие способности дошкольников.
Материал: музыка П. И Чуковский «Времена года», Вивальди «Времена года», картины Л. И. Бродская. «Морозное утро», И. Э. Грабарь. «Иней», И. И. Шишкин. "На севере диком. " А. К. Саврасов. Зима.
Зал оформлен в виде музыкально-литературной гостиной. Столики, на столах – елочки фонарики. У центральной стены расположен импровизированный камин с эффектом горящих угольков. На одной из стен зала располагаются репродукции картин известных художников.
Звучит музыка «Полонеза». Дети парами с родителями входят в зал.
Муз. рук: Вот и наступил наш долгожданный вечер. Я очень рада видеть снова всех вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети, скажите, а вы любите тайны? (Ответ) А вы любите их раскрывать? (Ответ). А хотелось бы вам узнать и раскрыть волшебные тайны, которые скрывает мир искусства? (Ответ). Тогда отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром. (Зима)
Ведущая:
-Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.
Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины. Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами, композиторами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами и готовы раскрыть тайны? Тогда отправляемся в путь, а в пути нам помогут снежинки. А вот и первая снежинка.
Ведущая: И свою тайну первым нам раскроет мир поэзии!
Стихотворение «ВСТРЕЧА ЗИМЫ» И. Никитина
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам!
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас – где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать – пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь на морозе горит!
Ведущая: Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?
Примерные ответы детей: Радость, веселье, задор.
Столько же радости мы слышим и в стихах Пушкина.
Отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» прочитает Лера Козлова
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ведущая:Зима в самом разгаре. Я надеюсь, что выпадет ещё больше снега и тогда для ребят начнётся веселье. А скажите, ребята, в какие игры и забавы можно играть зимой?
Ответы детей (кататься с горки, лепить снеговиков, кататься на лыжах, санках)
Иван Суриков «Детство» (Денис Дремин)
ДЕТСТВО
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Стихотворение А. С. Пушкина Прочитает Настя Рыбакова
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы!
Муз. рук: А что же на следующей снежинке написано? Мир музыки. Я предлагаю вам окунутся в мир музыки.
Послушайте, как великий русский композитор П. И. Чайковский в своей симфонии «Зимние грезы» нарисовал картину зимней природы.
Звучит отрывок из симфонии П. И. Чайковского «Зимние грёзы» (фрагмент).
(Дети слушают. Анализируют.)
Муз. рук: что изображает музыка?
( Примерные ответы детей: погожий день, безветренная погода, ярко светит солнце, блестит, переливается на солнышке снежок).
Муз. рук: Молодцы! А сейчас, послушайте пьесу «Зима» - Г. Свиридова. (дети садятся около камина)
Звучит пьеса «Зима» - Г. Свиридова.
Муз. рук: Дети! А какую зимнюю картину здесь изобразил композитор в своем произведении?
(Дети анализируют).
Погода морозная. Все как бы застыло от мороза. Кажется будто бы Дед Мороз идет своей тяжелой поступью, или волк крадется за добычей.
( Ответы детей: зима здесь злая, колючая, холодная, сердитая, стоит трескучий мороз. От мороза трещат деревья, поскрипывает снег под ногами).
Муз. рук. Ребята исполнят песню «Зимушка хрустальная»
Ведущая: А теперь, я предлагаю посмотреть, что написано на следующей снежинке – мир живописи. Давайте подойдем поближе к нашей импровизированной картинной галерее.
На одной из стен зала расположены картины известных русских художников, изображающих зиму.
«Зимний вечер» - худ. Кондратенко
«Иней» – худ. И. Шишкин
«Зима» - худ. И. Грабарь
«На севере диком.»
1891 худ. И. Шишкин
Дети подходят к картинной галерее. Некоторое время рассматривают картины.
Ведущая: Ребята, скажите пожалуйста, а что помогает художнику рассказать о зиме?
Дети: Краски, кисти, холст и бумага.
Ведущая: Обратите внимание на то, как художник при помощи красок, передает настроение время суток, погоду. Давайте попробуем «оживить» картины художественным словом. Посмотрите на картину художника Кондратенко «Зимний вечер»
Поля с Дашей
читают отрывок из стихотворения. А. С. Пушкина «Зимнее утро»
1 – Вечор, ты помнишь – вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела
И ты печальная сидела….
2 – А нынче – погляди в окно!
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет, и ель, сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!
Ведущая: Какой прекрасный, погожий день изображен на этой картине! Снег прямо искрится под лучами солнца!
Тимоша Борисов прочитает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева, а вы посмотрите, как художник Иван Иванович Шишкин («Иней») передал спокойствие и волшебство зимнего леса.
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Дети, обратите внимание на следующую картину- Грабарь «Зима»
Звучит музыка П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
Алина Воронина прочитает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ведущая : Ребята, посмотрите на эту картину «На севере диком.»
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтов нам прочитают Ксюша с мамой Татьяной Сергеевной.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Ведущая: В зимнюю морозную ночь снежинки сверкают особенно ярко.
Исполняется «Танец снежинок».
Ведущая: Дети, раньше, чтобы скоротать зимние долгие вечера, люди собирались в гостиных, чтобы пообщаться друг с другом, поделится новостями, поговорить об искусстве. Сидя у камина, можно было поразмышлять, помечтать, под спокойное, размеренное потрескивание дров, глядя на огонь.
Мы сегодня тоже зажжём свечи и споем песню «Снег кружится», и помечтаем, глядя на язычок пламени, подумаем о чём-то о своём, загадаем желание и послушаем прекрасную музыку.
Дети вместе с родителями исполняют песню «Снег кружится».
Ведущая: И мы с вами сегодня в нашей гостиной беседовали о зиме и ее красоте, познавали тайны искусства. Помогали нам в этом поэты, художники и композиторы.
В зале звучит музыка А. Вивальди «Зима» .