Филиппова Светлана Викторовна
Музыкально-двигательная терапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке. Так или иначе - это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.
Публикация «Музыкально-двигательная терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкально – двигательные упражнения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Справедливо заметил Л. Генералов: «Движение - это тоже речь, выражающая сущность ребёнка».
Программа рассчитана на детей 4-12 лет, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР, умственная отсталость, неярко выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения развития речи).
Цель и задачи
Цель - социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-двигательной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
-Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память и т. д.
- Способствовать формированию комфортной обстановки через музыкальные задания.
-Включить детей в подвижную деятельность через:
- игру "повтор движений";
- ходьбу на дорожке:
- ходьба через препятствия;
- Формировать культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
-Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
-Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Оздоровительные:
- укреплять здоровье детей.
Форма и режим занятий
Продолжительность программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения: индивидуальная.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, общее количество в год – 72 часа. Продолжительность занятия зависит от психосоматического состояния ребёнка.
Для детей 4-5 лет 15-20 минут, 6-12 лет 20-25 минут.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
В процессе наблюдения инструктор оценивает движения детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Большое место занимают музыкально - двигательные упражнения.
Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки, не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий.
В музыкальном воспитании детей с различными проблемами используются следующие упражнения:
- на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и т. д.);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- на развитие ориентировки в пространстве (это может быть упражнение на беговой дорожке, полоса препятствий с заданиями);
- в йоге и плясовых движениях.
Помимо этого, используется ряд других упражнений, а именно:
- активизирующих внимание;
- развивающих мелкую моторику;
- формирующих музыкально-ритмическое чувство и т. д.
Все упражнения сопровождаются музыкой.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – двигательные занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности, двигательные способностей детей.