Светлана Оруджова
Музыкально-дидактические игры в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Угадай, на чём играю».
Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух.
Оборудование: ширма, детские, музыкальные инструменты : бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка.
Публикация «Музыкально-дидактические игры в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры:
1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, погремушка.) Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.
2 вариант. Дети показывают карточку со звучащим муз. инструментом. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играют на нём.
«Колпачки»
Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух.
Оборудование: красочные бумажные колпачки. Детские музыкальные инструменты : колокольчик, музыкальный молоточек, бубен, погремушка
и т. д.
Ход игры:
Дети сидят полукругом, перед ними стол, на котором под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог предлагает ребенку подойти к столу, выбрать колпачок, под которым спрятан муз. инструмент, повернуться спиной и угадать, на чём он будет играть. Педагог играет на муз. инструменте, а ребенок угадывает. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок и поиграть на отгаданном инструменте.
«Чья очередь»
Цель: Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов. Развивать тембровый слух.
Оборудование: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.
Ход игры:
Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились. Для «зайчиков» - треугольник, для «птиц» - колокольчик, для «лошадок» - ложки, для «медвежат» - бубен. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.
«Музыкальный кубик»
Цель: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах
1. На столе лежат музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, колокольчик и маракас. (Эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Всё играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную русскую народную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик.
2. Дети в кругу под веселую ритмическую музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр»
«Прыг, прыг, скок»
Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Оборудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».
Ход игры:
Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик». Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!
Назови больше
Цель: Расширение и закрепление представлений о музыкальных инструментах, их основных характеристиках.
Для игры нужны карточки, изображающие разные музыкальные инструменты, с которыми дошкольники раньше знакомились на занятиях по музыке. Игроки становятся или рассаживаются перед педагогом. Тот демонстрирует по одной карточке. Дети должны вспомнить, что видят. Игрок, первым поднявший руку, вспомнивший и правильно назвавший инструмент, забирает карточку. Игра завершается, когда расходуются все карточки. Побеждает ребенок, собравший наибольшее количество карточек.
Цветочное настроение
Игра учит определять эмоциональную окраску музыкального произведения.
Для игры нужно сделать три цветка, различающихся цветом лепестков, и с личиками на месте сердцевины. У первого синего цветка сердцевина печальная, у второго красного — веселая, улыбающаяся, а у третьего желтого — милая, добродушная. Первый цветок сопоставляется с грустными, заунывными мелодиями, второй — с задорными, яркими, быстрыми, танцевальными, в третий — с тихими, спокойными, колыбельными. Использовать именно цветки необязательно, вместо них можно сделать звезды, солнышки и прочее.
Каждый игрок получает по цветку. Педагог включает музыку. Дети, которые считают, что их цветок соответствует эмоциональной окраске произведения, поднимают свою картинку над головой.
«Угадай инструмент»
(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты : колокольчики, барабан, погремушка, бубен). Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!
«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!
Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.
«Ступеньки»
Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички, музыкальные инструменты (флейта, металлофон).
Ход игры:
Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
«Тише, громче в бубен бей»
Игровой материал: Бубен или другой музыкальный инструмент, металлофон.
Ход игры:
Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Взрослый исполняет песню с детьми на металлофоне. Дети, чьё имя пропели, ударяют в бубен громко или тихо.
«Нарисуй песню»
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры:
Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
«Узнай свой инструмент»
Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки.
Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты : пианино, колокольчик, дудочка.
Ход игры : Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.
Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
«Весёлые дудочки»
Цель: Упражнять детей в восприятии и различении трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания:
а) трубы (играет медведь);
б) дудочки (играет лиса);
в) свирели (играет мышонок).
Ход игры:
Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечают дети.
«Наш оркестр»
Цель: Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид,
звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).
Предварительная работа: Знакомство ребенка с музыкальными
инструментами, их звучанием, принадлежностью к разным видам
оркестров.
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных
инструментов.
Вариант 1
раздать карточки с изображением музыкального инструмента. Звучат
фрагменты:
«Яблочко» в исполнении оркестра русских народных
инструментов;
«В пещере горного короля» Э. Грига или «Военный марш» Г.
Свиридова.
Предложить прослушать музыкальные отрывки и попробовать вместе
с ребёнком выложить карточки инструментов, которые он услышит в
произведении то есть «собрать» в оркестр народных инструментов, в
симфонический оркестр или в духовой оркестр.
«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, – Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Раздаточный: у детей карточки, кружочки.
Ход игры:
Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.) В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Воспитатель: (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)
«В ЛЕСУ»
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
«УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ»
Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты : бубен, погремушку, дудочку и т. д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
Чудесный мешочек
Игровой материал. Небольшой мешочек. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры:
Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответст-вующую игрушку и показывает всем.