Юлия Короткова
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективным средством развития музыкальных способностей у дошкольников являются музыкально-дидактические игры. С их помощью возможно сформировать в доступной игровой форме определенные навыки и умения: развитие понимания соотношения звуков по высоте, чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждение к самостоятельным действиям. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед дошкольником путь применения полученных знаний в практике повседневности. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры-драматизации, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество (танцевальное, песенное, игровое). Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Иными словами, музыкально-дидактические игры не должны включать этап выработки навыка, иначе они не достигнут своей цели. В любой возрастной период дошкольник всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, сопоставлять, различать, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях. Дети дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные отношения, поэтому музыкально-дидактические игры лучше всего начинать с выявления различий высот звуков («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Совместно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений вводятся музыкально-дидактические задания, которые направлены на анализ особенностей не только основных свойств звука (силы, длительности, высоты, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному — одни песни отрывисто или протяжно, а другие легко или напевно. И здесь на помощь приходят музыкально-дидактические игры, которые помогают детям петь выразительно, непринужденно, регулировать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Для чистого интонирования в применяется музыкально-дидактическая игра «Музыкальный телефон», данная игра помогает дошкольникам выразительно исполнять ту или иную песню. С целью закрепления уже известных песен используются такие игры как : «Угадай мелодию», «Музыкальный волчок», они проводятся в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, узнают по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально, или сыгранную на металлофоне или фортепьяно. В процессе этой игры дошкольники, определяли произведения, а также закрепляли представления о музыкальных инструментах. В младшем дошкольном возрасте дидактические игры выполняются по показу совместно с воспитателем, музыкальным руководителем, а затем самостоятельно. В средней группе задания усложняются: здесь дети уже самостоятельно исполняют ритмический рисунок на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, губной гармошке, триоле). В музыкально-дидактических играх детей этого возраста могут быть также использованы и ударные инструменты, различные погремушки, угольники, бубны. С детьми старшего дошкольного возраста проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Выкладываются ноты-кружки, и дошкольники учатся правильно передавать мелодию знакомой песни, определять звуки по высоте, движение мелодии (вверх, вниз). Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие дошкольников оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Среди них можно отметить следующие: «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики, чикалочки» и т. д. Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне и других музыкальных инструментах. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально- дидактических игр. Еще одним важным аспектом является использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки. В младших группах детям предлагаются различные игрушки, которые могут разговаривать и двигаться в месте с ними, это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. В среднем дошкольном возрасте детей направляют на распознавание знакомых произведений, выявление различий между ними, узнавание танца, колыбельной, марша, а также их частей (вступления, заключения, запева, фразы). В группах старшего возраста используется музыкально-дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Детям нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. С целью закрепления знаний о различных музыкальных произведениях применяется игра «Музыкальная шкатулка», данную игру дошкольники могут организовывать самостоятельно в свободное от занятий время. Также музыкально-методические игры применяются в процессе ритмических движений. Так как одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения, то на занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Если в младшем возрасте ритмическая деятельность дошкольников характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. В данном процессе играет большую роль музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети не только определяют по характеру музыки, кто вышел из леса (лиса, медведь, зайчик и др., но и передают движениями неуклюжего, медленно ступающего медведя, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование (в том числе и музыкально-дидактические игры). Все это дает возможность интереснее организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Успех развития музыкальных способностей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями. Формы сотрудничества с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных мастер-классов, практикумов по изготовлению музыкально-дидактических игр, совместных мероприятий. Таким образом, применяемая система музыкально-дидактических игр связывает воедино воспитание эмоционального восприятия музыки и формирование исполнительских возможностей у детей. Накопление музыкальных впечатлений способствует формированию и развитию у детей дошкольного возраста музыкальных способностей, потребностей и интересов.