Ольга Волкова
Музыкально-дидактические игры и их использование в развитии ритмического восприятия у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры и их использование в развитии ритмического восприятия у детей старшего возраста.
За много лет работы с детьми я пришла к выводу, что в каждой возрастной группе детей нужно большее внимание уделять той задаче, которая соответствует физическому и умственному развитию данного возраста.
В ясельной (1г. 3 мес. – 3 года) группе задача – это привлечь детей к музыкальной деятельности, привить к ней интерес, желание самому принять участие. Весь процесс обучения организую так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. В этом возрасте дети очень любопытны и любознательны, поэтому использую различные музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, свирель, различные ударные инструменты, на которых играют, и взрослые и дети. Появление игрушек на занятиях тоже сопровождаю звучанием музыкальных инструментов (кошка – дудочка, зайчик – погремушка, собачка – бубен, медведь – барабан). В танцах и играх дети учатся играть на этих инструментах – это первые шаги в развитии творческого воображения.
Публикация «Музыкально-дидактические игры и их использование в развитии ритмического восприятия у детей старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Если на 2-м году жизни ребёнок начинает произносить новые слова лишь после многократного, настойчивого их повторения окружающими, то после двух лет процесс овладения речью резко меняется. На 3-м году жизни ребёнок легко повторяет и запоминает новые для него слова. Путём подражания ребёнок усваивает произношение как отдельных слов, так и простейших комбинаций слов (могут запомнить тексты стихов и песен). К 3-м годам речь ребёнка состоит не только из отдельных слов, выражений, но также из фраз с применением грамматического строя речи. Поэтому в младшей возрастной группе я уделяю больше внимания на развитие такого вида музыкальной деятельности как пения. Дети любят слушать песни, запоминают легко песни, потешки, прибаутки. Им нравится играть со словом. Пользуясь этим интересом детей к слову я применяю игровые упражнения, дидактические игры, в которых идет работа над выработкой правильного словообразования, звуковедения, интонирования мелодии песни, звукоизвлечения. Таким образом к средней группе дети уже знают, как надо правильно петь, но у них ещё нет координации слуха и голоса. Они узнают песни по мелодии, различают звуки по высоте, но чистое интонирование их затрудняет. К выполнению задачи чистоты интонирования я подхожу с эмоционального отношения детей к звуку, к песне: ребенок никогда, изображая капельки, не будет петь низким голосом, о любимой маме – грубо, не передавая своей ласковой интонации.
В этом возрасте поэтому уделяю внимание образному исполнению и не только в пении, но и в движении.
К 5-му году жизни дети в основном уже чисто интонируют, песни поют выразительно, с настроением. Но кроме пения в этом возрасте большой интерес вызывает такой вид музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения. В старшем дошкольном возрасте двигательная активность много больше и разнообразнее. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причём одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом. Но именно в этом возрасте становятся доступны самые разнообразные и сложные движения. И здесь возникает задача показать детям, что в музыке важны не только интонация, динамика, характер, но и ритмичность.
Чувство ритма свойственно почти каждому человеку, поскольку исходным является ритм трудовых движений. Из трудового ритма постепенно развился впоследствии ритм художественный : музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д.
С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать (т. е. отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание.
Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов развиваются познавательные способности детей. Музыкально-ритмические упражнения – это волевые проявления, так ка ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.
Для развития чувства ритма использую различные методы и приё мы: «эхо» (показ-повтор, связь со словом, образом. Но наибольший эффект в работе приносят музыкально-дидактические игры, которые дают возможность в игровой форме активизировать умственные процессы, развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.
Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на занятии.
В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Я часто предлагаю игровые упражнения «С чем будем танцевать?», «Чей это марш?», «Кто живёт в лесу?», «Угадай инструмент», «Отгадайте, кто пришёл», в которых дети сами определяют, что и как они будут делать под соответствующую музыку, сразу активно включаются в занятие, узнавая знакомых персонажей, после чего дети готовы узнать что-то новое об уже известном.
В середине занятия цель игры – это усвоение темы. Игра «Лесенка» помогает детям научится определять направление движения мелодии, в игре «Ступеньки» учатся определять на какой ступеньке находится звук. Игры «Узнай песенку по ритму», «Волшебная стрела», «Что спрятано?» и тому подобные развивают музыкальную память, чувство ритма, подготавливают к разучиванию нового музыкального материала.
В конце занятия цель игры носит поисковый характер, в которой дети самостоятельно решают поставленную перед ними задачу. «Найди куклу» - дети, спрятав куклу, помогают её найти, изменяя громкость звучания песни. «Песенка зверей» - дети самостоятельно составляют песню знакомую из ритмических группировок и затем исполняют её на музыкальных инструментах. В целом же музыкально-дидактическая игра должна отвечать требованиям: быть интересной, доступной, и включать различные виды деятельности детей.
По-первости я знала и использовала мало игр, только те, что предложены Программой. Но повторение одних и тех же игр утомляет детей. Большую помощь в работе оказали книги «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н. Г. Кононовой, «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Комиссаровой и Э. П. Костиной. Некоторые игры придумала сама в процессе работы с детьми. Таким образом у меня появилась картотека музыкально-дидактических игр. В картотеке около 100 игр, решающих задачи музыкального развития детей в каждой возрастной группе. Но на практике игр получается гораздо больше, так как взяв игру из картотеки, я часто усложняю её, дополняю новыми задачами и способами решения этих задач.
Игра «Чей марш?» первоначально (у автора) задумана как настольная с использованием карточек. Чтобы интерес не пропал я предложила поиграть в подвижную игру, где дети различными видами ходьбы передают характер музыки. В другой раз предложила выбрать и сыграть на соответствующих музыкальных инструментах.
Игра «Узнай инструмент» в старшей группе тоже настольная: взрослый играет – ребенок показывает соответствующую карточку с инструментом. Я сделала эту игру подвижной: под муз. Гайдна (игра «Ловишки») водящий за ширмой играет на любом музыкальном инструменте, в конце поёт –раз, два, три. Раз, два три – инструмент скорей бери! Дети из противоположного конца зала бегут, пытаясь первым взять нужный инструмент. Победитель становится ведущим.
Но, возвращаясь к вышесказанному, в старшей группе приоритетом, по-моему, является развитие у детей ритмического восприятия.
Начала, конечно, с повторения и закрепления материала по ритмическому восприятию, взятому из средней группы. Сделала подборку музыкально-ритмических упражнений, в которых у детей развивалось бы умение чувствовать сильную долю такта, окончание частей и музыкальных фраз. Использовала ритмическое сопровождение при разучивании песен, в слушании музыки. Это дало ощутимые результаты и уже к Новому году количество неуспевающих детей резко уменьшилось. С заданиями не справлялись лишь те дети, которые очень мало посещают детский сад.
Я заметила, что легче дети запоминают и передают ритмический рисунок если разбивают его на небольшие ритмические группировки, а эти ритмические группировки связаны с каким-то образом-словом. Например, П I I I П I I. Этот ритмический рисунок смогла повторить лишь половина детей. Но когда этот рисунок разбили на ритмические группировки-слова, этот ритмический рисунок смогли воспроизвести все дети (воробей, ёжик, воробей, слон). Кроме того, что дети легче так усваивают ритм, это способствует развитию речи детей, развивает их представление о строении слова, где находится ударный слог (выделяют его более сильным хлопком, ударом, звуком). Для выработки этого умения я предложила детям несколько музыкально-дидактических игр :
«Веселый кубик». На кубиках (на каждой грани) разные картинки.
1 вариант. Играет подгруппа детей(4-6). Дети поочередно бросают кубик. Тот кто бросил кубик проговаривает с ударением (выделяя голосом ударный слог) и прохлопывает название предмета, изображенного на верхней грани кубика. Если задание выполнено верно остальные дети пропевают по трезвучию вниз «Молодец!» и кубик переходит к следующему. Если допущена ошибка, дети поют «Нет, не так» (ля, ля, ре) и все вместе прохлопывают это слово.
2 вариант. Дети разделены на две группы, в каждом кругу свой кубик (одинаковые).Бросив кубик, дети 1 круга прохлопывают молча слово, а дети другого круга должны отгадать это слово. Если отгадали, то бросают кубик во 2-м кругу, а отгадывают в первом.
«Угадай-ка» На карточках изображены: воробей, слон, сорока, поросёнок, ёжик, яблоко. Ребёнок-водящий берет любую карточку (дети не видят, что на ней изображено) и играет ритмическую группировку на любом музыкальном инструменте. Тот, кто первым отгадал, становится ведущим. Игра повторяется. В этой игре дети учатся не только передавать ритм, но и играть на различных детских музыкальных инструментах.
«Песенка зверей». Используются те же карточки и фланелеграф. В этой игре детям предлагаю выложить с помощью карточек-зверей знакомую песню. Например, «Ёлочка» муз. Красева:
Маленькой ёлочке холодно зимой I П I П П П I слон, ёжик, слон, ёжик, поросёнок, слон
Выложив картинки, дети поют песню, заменяя текст словами-ритмами и играют на любых музыкальных инструментах. Позднее я предложила каждой картинке дать свой инструмент. Например, слон – дудочка, ёжик –бубен, поросёнок – погремушка, яблоко – хлопушка или трещотка, воробей – треугольник. Получилась ненавязчивая инструментовка мелодии, где детям не нужно долго объяснять кто и когда вступает. Всё происходит естественно, без напряжения, поэтому доставляет всем удовлетворение. Предложив детям подобную партитуру, можно играть «с листа» любые песни и музыкальные пьесы.
«Выложи и простучи». Карточки с изображением любых предметов, животных, растений; полоски разной ширины, обозначающие короткие и длинные звуки.
Ребёнок должен самостоятельно выложить ритмический рисунок, а затем сыграть на любом ударном инструменте. Эта игра хороша для индивидуальной работы с детьми с плохо развитым чувством ритма. Кроме чувства ритма в этой игре у детей развивается умение видоизменять слово, что развивает их словарный запас, побуждает творчески подходить к решению задачи, активизирует пассивных детей, заставляет их думать, а не отсиживаться за спинами других. Дети устраивают соревнования: «Кто больше придумает слов или словосочетаний к данной картинке», «Кто лучше проиграет ритм».
Благодаря такой работе дети к концу года чисто и красиво поют, выразительно и красиво двигаются, любят играть в разные музыкальные игры. А ведь каждая игра в какой-то мере и дидактическая, в каждой есть своя задача (красиво спеть или станцевать, прохлопать точно ритм, различать музыкальные фразы и части, отмечать сильную долю или акцент, чувствовать и передавать изменения динамики, темпа, характера музыки, которая решается ненавязчиво, легко и весело