Алла Фирюлина
Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края
▼ Скачать + Заказать документы
Фирюлина А. В.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТИ
ФОЛЬКЛОРА ТУЛЬСКОГО КРАЯ
г. Тула, МБОУ ЦО №5
В статье рассматриваются особенности песенного фольклора Тульского края, а также его основные отличительные черты, в качестве музыкального примера представлено музыкальное произведение для детей «Где был, Иванушка?».
Публикация «Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Тульская область, Тула
- Темочки
Ключевые слова: фольклор, народные песни, музыкальное искусство, музыкальная культура.
В современном музыкознании под традиционным фольклором понимается в первую очередь музыкально-поэтическое искусство, создаваемое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение [Гарбузов, с. 303]. Основные песенные жанры включают в себя произведения русского устного народного творчества: трудовые песни, календарный фольклор, свадебный фольклор, баллады, исторические песни и духовные песни. К примеру, детский фольклор представлен пестушками, потешками, прибаутками, колыбельными, дразнилками, игровыми песнями.
Известные деятели русской культуры всегда с большим интересом относились к народному творчеству, в том числе и в Тульский крае. Вторая половина XIX в. дает в этом отношении множество примеров. Высоко ценилось музыкальное народное творчество наших земляков - таких великих писателей,как, например, Толстой Л. Н. и Тургенев И. С. [Карманова, Бекленищева, с. 1]. В знаменитом рассказе Тургенева И. С. «Певцы», как известно, писатель особо отмечал песенное искусство наших земляков из с. Сергиевского (теперь г. Плавск): «Село Сергиевское на большой Орловской дороге славится по всей России своим особенно приятным и согласным напевом»[Тургенев, с. 201]. А в черновой рукописи после этих слов он писал: «Я б каждому музыканту посоветовал съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес из нее не одну мысль и не одно замечание»[Тургенев, с. 201].
Важно отметить, что «из музыкальных инструментов у местных крестьян и малоимущих горожан наиболее распространенным была балалайка, нередко самодельная. С развитием в Туле гармонного производства этот инструмент становится наиболее доступным для приобретения и игры на нем». [Карманова, Бекленищева, с. 2]. Исследователь тульских кустарных промыслов Борисов В. М. в 1882 г. отмечал, что благодаря ее дешевизне гармонь почти повсеместно вытеснила первобытный струнный народный музыкальный инструмент – балалайку.
Опираясь на исследования последних фольклорно-этнографических экспедиций Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, а также на материалы сборников Смирнова Б. Ф. «Песни Ясной поляны», Новиковой А. М. и Пушкиной С. И. «Традиционные бытовые песни Тульской области», можно сделать выводы о степени сохранности традиционных жанров в Тульском песенном фольклоре. По словам педагогов Кармановой В. В и Бекленищевой С. М. календарный фольклор в настоящее время мало сохранился, а большую часть песенного фольклора составляют хороводные, эпические, лирические, свадебные, семейно-бытовые жанры[Карманова, Бекленищева, с. 2].
Как показывают исследования,одним из наиболее популярных жанров Тульского края является лирическая песня. Также для Тульской области характерна стабильная жанровая система, где центральными элементами являются игровые хороводные песни с «алелёшными» припевами. Местные жители называют медленные хороводы «хоровод», «каравод», «карагод», «круги водить». В архивных материалах они обозначаются как хороводные или хороводные игровые. Все песни исполняются в кругу с движением по солнцу. Иногда в центре круга обыгрывается сюжет песни[Карманова, Бекленищева, с. 3].
В этой связи важно проанализировать также и исполнительскую манеру Тульского края, как одну из его региональных особенностей. Она занимает промежуточное положение между южнорусской и среднерусской певческими традициями. Характер пения и певческая манера обычно связаны с той бытовой средой, в которой живут и трудятся люди, с обрядовыми традициями местности, с особенностями местного говора. Манера исполнения в Тульской песенной традиции язычная с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Преобладает открытая вокализация, голос звучит звонко и непринужденно[Карманова, Бекленищева, с. 3]. Всё это придаёт песням местный колорит, независимо от их жанровой принадлежности.
Давайте рассмотрим более подробно стилистику песенного фольклора Тульского края с педагогической точки зрения, на изучение которой должен быть направлен учебно-воспитательный процесс. Особое значение для педагога - музыканта приобретает включение в учебный материал знакомства детей с принципами распевания песенного текста на голоса. Но как известно, «в практике народно-песенного исполнительства не существует разучивания песни, тем более по голосам»[Карманова, Бекленищева, с. 3].
Для большей наглядности, приведем пример детской народной песни «Где был, Иванушка?».
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Курочку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Иванушка в горенке
Песенки поёт.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Барашка.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Коровушку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Коровушка деткам
Молочко даёт,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Такие песни представляют собой актуальный материал для развития детского голоса, а кроме того их можно инсценировать, что способствует развитию воображения и детского творчества в целом.
Пример, приведенный в данной статье, демонстрирует колорит музыкального материала среднерусской традиции, в частности Тульского края, который содержит достаточно большое количество несложных песенных примеров из детского игрового репертуара и календарно-обрядового цикла. Как показал наш практический опыт, они легко запоминаются и осваиваются не только взрослыми, но и детьми, поскольку каждый несложный песенный пример представляет собой типичную попевку, своеобразный «формульный напев», который при дальнейшем изучении традиций легко вписывается в более сложные народные песни, способствуя тем самым естественному освоению традиций нашего региона.
Список литературы
И. С. Тургенев Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. / Т. 3, - М. ,: Наука, 1979.
Н. А. Гарбузов – музыкант, исследователь, педагог. – М. : Музыка, 1980.
Электронные ресурсы
Карманова В. В., Бекленищева С. М. Музыкальная культура и особенности фольклора Тульского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55168.htm