Демченко Зинаида Яковлевна
Консультация «Музыка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно – образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий. Недостаточно развит слуховой фон детей и способность его сопоставления с заданным образом. Также одной из основных проблем является слабое проявление артистических способностей. Музыкальные способности, как и любые др Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. Актуальность проблемы определилась целью работы – теоретически обосновать и использовать игровые технологии на музыкальных занятиях.
Публикация «Консультация „Музыка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Цель.
Использование игровой технологии на музыкальных занятиях.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать использование игровых технологий, изложенных в педагогической литературе.
2. Разработать и внедрить игровые технологии в образовательный процесс.
3. Оценить эффективность использования введения игровых технологий на музыкальные занятия для дошкольников.
Практическая значимость
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры. А применение дидактических музыкальных игр обогащает процесс обучения дошкольников.
1. Введение.
Проблемы развития музыкального восприятия волнует во все времена всех музыкальных руководителей. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания. «Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых – сочинение нового произведения» [1].
Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте
Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.
Пункт I. Человек окружен различными звуками
В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкого, Б. В. Асафьева, психологов Б. М. Теплова, Е. В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова.
1.1. Музыкальная среда и ее значение в решении актуальных проблем музыкального воспитания.
Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
«Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития»[2]
Созданная среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Оформление музыкальных залов для детей дошкольного возраста должно быть сюжетным и иметь дидактическую направленность. Пособия должны быть эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них. Это играет большую роль для правильного создания музыкальной среды, которая должна быть функциональна, чтобы способствовать музыкальной деятельности детей.
Выполнение всех условий и требований при оформлении музыкальных зон помогают создать эмоциональный комфорт детей. Здесь все должно быть взаимосвязано, дополнять друг друга. Пение с музыкально-ритмичными движениями, с игрой на музыкальных инструментах, с применением наглядных пособий. Только в такой среде у детей исчезнет эмоциональная закрепощенность, и проявятся артистические способности. А сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так как способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий.
1.2. Музыка порождает желание творить
Очень важно, чтобы полученные детьми музыкальные впечатления способствовали формированию эстетического вкуса, всестороннему развитию ребенка. У всех детей необходимо развивать музыкальность, независимо от природных данных. Без этого невозможно гармоничное развитие личности. Однако в процессе музыкального воспитания необходимо также: беречь голос ребенка, не позволять кричать, громко петь; беречь слух ребенка от вредных воздействий (резкие, громкие звуки, крик, шум, включенные на полную мощность аудио и видеозаписи и пр.). Все это негативно отражается на остроте слуха дошкольников [1]. Необходимо отметить, что музыкальные способности взаимосвязаны между собой. Поэтому, если одна из способностей развивается недостаточно, это может привести к торможению развития других. Важно вовремя устранить эту проблему.
Умение детей придумывать, творчески и свободно конструировать на музыкальном материале неповторимые мелодии и двигательные комбинации имеет большой потенциал для развития их творческих способностей. Понимая актуальность этой проблемы, в дошкольном учебном заведении особое внимание должно уделяться воспитанию творческой активности ребенка, способного под влиянием эмоций видеть, чувствовать, наслаждаться, любить, слушать, видеть прекрасное в жизни, природе, искусстве и обществе. Поэтому музыка является желательным компонентом любого учебного занятия, так как она помогает развить воображение ребенка, дарит вдохновение малышам к созданию красоты, дополняет красочный язык живописи мелодией любви, порождает желание творить.
Пункт П. Использование игровой технологии на музыкальных занятиях для дошкольников
2.1. Музыкотерапия
Во время прослушивания музыки дошкольниками педагогу ДОУ необходимо учесть психологические особенности детей, их чрезвычайную эмоциональную чувствительность и способность к чувственному восприятию. Постоянному углублению заинтересованности музыкой способствуют хорошая педагогическая атмосфера, непосредственная связь между музыкальным руководителем и детьми.
К формам деятельности, способствующим эффективному решению задач музыкального развития дошкольников принадлежат музыкотерапия.
Музыкотерапия - это важный компонент психолингвистического и дидактического процесса. Она способна глубоко влиять на эмоции и чувства ребенка, давать стимул к творчеству, усиливать производительность речевых процессов, активизировать детскую интеллектуально-музыкальную деятельность.
В развитии музыкальной деятельности детей необходимо объединять не только музыкотерапию, но и другие формы психо-терапевтического воздействия: игротерапию, куклотерапию, природотерапию, арт-терапию, где музыка каждый раз и в любом сочетании с другими средствами и формами психотерапевтического воздействия может выполнять новую важную функцию [3].
Немалую роль в актуализации музыкального образования в современной образовательной среде должны играть занятия в ДОУ, способствующие росту заинтересованности и мотивации у детей к изучению музыки. Однако, по мнению Кругляковой Н. И. и Мерзликина А. Д., изучение содержания учебных программ выявило наличие преимущества теоретической функции музыкального образования над эмоционально-чувственной, что приводит к одностороннему интеллектуализму дошкольного музыкального обучения детей. Авторы убеждены, что акцентируя внимание исключительно на образно-эмоциональной стороне музыкального искусства, которая не подкрепляется теоретическими знаниями, приводит к неэффективности подобных занятий. Кроме этого, в современных методиках музыкального воспитания не сохраняется принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием и достаточно мало применяется «музыкотерапия» в процессе обучения детей дошкольного возраста, что нивелирует учет условий для гармонизации эмоционально-чувственной сферы [5].
2.2 Игры-путешествия по странам искусств
Целесообразным вектором направления музыкального дошкольного образования в настоящий момент может выступать подход, согласно которому музыкальная культура воспринимается как некое совершенное образование, претендующее на абсолютность, отмечающее переосмысления сути музыки в сегодняшних условиях. Кроме того, развитие интереса дошкольников к культуре разных стран, будет способствовать формированию представлению о связи между различными культурами, возможных заимствованиях, обмене культурным достоянием.
Другим аспектом, который был бы уместным при подготовке почвы для производительности занятий музыкой в рамках ДОУ, может выступать стремление к интеграции различных видов художественной деятельности. Интегрированное обучение музыке предполагает объединение в целое не только разных видов искусств, но и соответственно разных видов художественной деятельности. Интегрированные занятия музыки, по нашему мнению, должны базироваться на интеграции различных видов искусства. Так, на музыкальных занятиях в ДОУ считаем целесообразным интегрировать такие виды искусства: музыка, литература, театр, хореография, изобразительное искусство. Ознакомление с различными видами искусства, осознание их особенностей происходит в форме длительной игры-путешествия по странам искусств и «общения» со сказочными персонажами, которые олицетворяют обобщенные образы-символы конкретного вида искусства, что способствует четкому пониманию, осознанию информации об искусстве и основательной подготовке к дальнейшим занятиям искусством, индивидуальному самоопределению.
2.3 Инновационные методы.
Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание. Еще один прием – оркестровка. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки, изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений). Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.) Прием сравнения активизирует процесс музыкального восприятия, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные произведения в пределах одного настроения и др. Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
Созданию проблемной ситуации способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Словесный метод также в той или иной степени может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности и т. д.). Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
Использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений. Готовясь к занятию, я отбираю методы и приемы, с помощью которых предполагаю решать поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия слежу за деятельностью детей, оцениваю их реакции, учитываю степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. Угасание интереса к деятельности – это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально – дифференцированного подхода, задания различной степени сложности. Педагог должен учитывать возраст, интересы, склонности детей к различным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.
Заключение.
Сфера музыкального воспитания в ДОУ современной России объективно требует изменений. Низкая заинтересованность в получении музыкального образования, которая наблюдается в современном обществе, требует определенных трансформаций в системе знакомства с музыкой в рамках ДОУ. Применение подхода, при котором бы использовались различные пути воздействия на эмоционально-образное начало, например элементы игры, интегрированное занятие, которое бы объединяло занятия музыкой, театром, живописью, хореографией, будет способствовать росту интереса и желания у дошкольников заниматься музыкальным искусством более основательно. Немалую роль педагогам ДОУ следует уделять акцентуации внимания на музыке народов мира и включении произведений, относящихся к эстрадной музыкальной культуре, что будет способствовать росту заинтересованности и их музыкально-эстетическому воспитанию.
Литература.
1. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания, 2013 г. с. 102
2. Выготский Л. Психология искусства, 1968 г. с. 801.
3. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : «Вако», 2006. – С. 183-202.
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : «Мозаика - Синтез», 2008. – С. 61-70.
5. Рубан Т. Г. Классическое искусство – дошкольникам. //Музыкальный руководитель. – 2013. - №2. – С. 5-7