Лариса Атласова
Музыка в жизни детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание - это
не воспитание музыканта, а,
прежде всего, воспитание человека»
В. А. Сухомлинский
Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности. Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно — богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Публикация «Музыка в жизни детского сада» размещена в разделах
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль. Музыка выступает как возможность ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, с миром искусства, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. Интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, форм и методов работы формирует у детей дошкольного возраста набор тех компетентностей, которые необходимы для развития и формирования гармонично-развитой личности.
В Республике Саха (Якутия) создаются условия для широкого распространения музыкального образования, охватывающего максимальное количество детей и подростков. В 2013 году Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев дал старт республиканскому проекту «Музыка для всех».
Проект «Музыка для всех» является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребенка, что является ключевой идеей самого проекта. Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.
В Хангаласском улусе в 2013 г. был проведен I Педагогический Конгресс «Прорывные направления развития образования в Хангаласском улусе», а в 2015 г. - II Педагогический Конгресс «От Личности Учителя – к креативности будущих поколений». Результатом проведения Педагогических Конгрессов стала разработка и внедрение образовательных программ по робототехнике, шахматам, летним школам, музыке, дебатам. I Педагогический Конгресс работников образования Хангаласского улуса (март 2013 г.) поставил вопросы, призванные содействовать качественным изменениям в образовании. Один из поставленных проблемных вопросов – приобщение детей к искусству как неотъемлемой части общего образования.
В нашем детском саду ведется плодотворная работа по реализации проекта «Музыка для всех». Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, поэтому в учебно–воспитательной работе нашего дошкольного учреждения, обеспечивается необходимая подготовка детей к обучению, осуществляется преемственность по всем направлениям, в том числе по музыкальному развитию.
Музыкальный руководитель нашего детского сада Евгения Ивановна Соловьева особое внимание уделяет развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки и т. п.). При этом она создает условия и ту образовательно-развивающую среду, в которой становится возможным развитие ребёнка с учетом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей. Евгения Ивановна не только работает плодотворно и увлеченно, она постоянно повышает свою квалификацию, участвуя на разных курсах и семинарах. 14-16 ноября 2017 г. участвовала на семинаре по раннему музыкальному воспитанию с дистанционным участием госпожи Шейлы Вудворд, профессора и директора музыкального отделения Университета Восточного Вашингтона, члена Международного совета по музыкальному образованию. В рамках семинара госпожа Вудворд в течение двух дней в режиме онлайн провела для них обучение по новым методикам работы с детьми раннего возраста по коллективному музицированию. Кроме того, для участников семинара прошли практические занятия по методике работы Шейлы Вудворд и мастер-классы опытных музыкальных руководителей.
Система непрерывного музыкального образования реализовывается созданием дополнительных занятий (игра на блок-флейте, синтезаторе, вокально-хоровое пение, обучение детей к игре на национальных музыкальных инструментах : к пс р, дьа а, хомус, хореография).
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.
В нашем детском саду уже несколько лет работает кружок «Веселый оркестр». Детские музыкальные инструменты мы даем детям с раннего возраста. Звучание инструментов помогает детям более активно познавать окружающий мир, а обучение игре на них способствует развитию нравственно-волевых качеств (умение преодолевать трудности, работать в коллективе, воспитывает терпение, выдержку) и развитию музыкальных способностей : совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля за исполнением музыки, развитие ритмического, ладового и звуковысотного слуха. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с разными инструментами, используя видеозаписи, слайды, аудиозаписи со звучанием музыкальных инструментов. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка развивается эмоциональное восприятие, музыкальный слух и чувства ритма. Ребенок получает много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большой активностью включаться в коллективную творческую деятельность. Евгения Ивановна умело создает условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучает детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развивает у детей интерес к игре в ансамбле; развивает эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.
В нашем детском саду уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповой музыкальной зоне, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. Методическая копилка Евгении Ивановны включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей, сказок для детей, выступлений выдающихся музыкантов. А недавно, был создан мини-музей самодельных музыкальных инструментов, где дети с удовольствием играют на них.
Сегодня, когда реализуется проект «Музыка для всех» для педагогов дается весь спектр духовного воспитания. Шаг за шагом, преображая детей через музыкальное образование, воспитывать в них открытость к современным инновациям, рассматривающих свою будущую жизнь с художественно-эстетической, социально-экономической, нравственно-этической стороны. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в нашем детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. В дальнейшем планируем обучение детей игре на других музыкальных инструментах.
Наиболее показательные результаты деятельности за последние 3 года:
III региональный конкурс–фестиваль «Зима начинается с Якутии» - фольклорный ансамбль «Кэскил сулустара», лауреат II степени, ноябрь 2016 г. ;
VI республиканский фестиваль фольклора «б гэ быстыбат ситимэ» - ансамбль «Кэскил сулустара», лауреат I степени, 24.02.2017 г. ;
V юбилейный международный конкурс-фестиваль детского творчества «Бриллиантовые нотки» - ансамбль «Кэскил сулустара», диплом II степени, 23.03.2017 г. ;
V региональный конкурс-фестиваль «Зима начинается с Якутии» - танцевальный ансамбль «Чукурук», диплом II степени, 01.12.2017 г. ;
VII республиканский фольклорный фестиваль «б гэ ситимэ», номинация «Дэгэрэ» - «Кэскил сулустара», лауреат I степени, 27.02.2018 г. ;
Всероссийский виртуальный конкурс «Бриллиантовые капельки», номинация «Ансамблевое исполнение» - ансамбль «Сир симэхтэрэ», лауреаты I степени, март 2018 г. :
III республиканский фестиваль-конкурс «Палитра танца» - танцевальный коллектив «Булчуттар», диплом I степени, 02.03.2018 г. ;
VI региональный детско-юношеский фестиваль «Первые шаги» в рамках VI Международного фестиваля «Бриллиантовые нотки», 03.03.2018 г. :
номинация «Театр мод» - младшая группа «Ньээм», лауреат II степени;
номинация «Фольклор» - «Кэскил сулустара», лауреат III степени;
номинация «Хореография» - танцевальный коллектив «Кыракый боотурдар», лауреат III степени;
номинация «Духовой оркестр» - коллектив «Капелька», диплом I степени;
номинация «Вокал» - коллектив «Дьиэрэй Дьэр», диплом I степени;
Республиканский конкурс песни и танца «Сарда алаах Аартык-2018» - Кэскил сулустара», диплом I степени, 23-25.03.2018 г. ;
Открытый вокальный конкурс новой детской песни «Открой свое сердце» - ансамбль «Счастье», диплом III степени, 06.04.2018 г. ;
Республиканский конкурс талантов «Талант SHOW KIDS» - Алексеева Олеся, «Приз зрительских симпатий», 06.04.2018 г. ;
Республиканский детский дистанционный (заочный) конкурс исполнителей народной песни - «Сир симэхтэрэ», лауреаты I степени, 25.04.2018 г.
Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только сформировать первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмоциональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности.