Наталья Безгацкая
Музыка в повседневной жизни ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в повседневной жизни ДОО
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время
игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка
обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу
ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога,
родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей,
организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка,
Публикация «Музыка в повседневной жизни ДОО» размещена в разделах
становления его личности.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности : музыкальные занятия,
самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной
жизни и на праздниках.
При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада
объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые
реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя
гимнастика и т. д.).
Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной
формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-
образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту
приоритетным становится косвенное руководство музыкального
руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.
Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно
должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует
строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его
инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных
проявлениях детей.
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной
жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны
воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во
время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может
звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках,
утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога;
при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и
пристрастия детей.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском
саду — один из показателей высокого уровня развития детей,
характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками,
способностью переносить разнообразные музыкальные действия в
повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный
музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых
условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам
и желаниям.
Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического
воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством
Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная
деятельность дошкольников успешно развивается при правильной
постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его
организации рекомендуется придерживаться следующих положений:
—обучение—средство музыкального воспитания, нацеленное на
развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее
его возрастные и индивидуальные особенности;
— музыкальные занятия—основная форма организации обучения
детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие
жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;
—содержание обучения должно соответствовать целям музыкального
воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка
в повседневную жизнь детского сада и семьи;
— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога
должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не
над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке
равноправного участника, партнера.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания
прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий.
Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая,
зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод
(действия педагога и детей, зрительная, слуховая наглядность, слово и
практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий —
развивать музыкальные способности, углублять представления детей о
средствах музыкальной выразительности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность,
динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных
способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр,
динамика, другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические
отношения).
Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на
детских музыкальных инструментах, являются важным показателем
музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать
«свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое
восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет
необходимыми двигательными навыками.
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации
обучения музыкально-ритмическим движениям. На
музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно
целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в
движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными
способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для
творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в
музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем.
Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке,
стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений,
соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных
условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно
только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-
эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность
проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение
данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем
необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и
атрибутами, музыкальными инструментами, пространством развертывания игр и танцев. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобыребенок успешно и хорошо говорил, не надо заставлять его что-то учить.
К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после
совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир.
Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным,
говорят когнитивные психологи.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения,
улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и
легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в
движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения,
амплитуду, направление.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка.
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе
разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная
отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных
формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать
умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют
дошкольников физически.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия,
активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими
упражнений, организует коллектив.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает
работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем
организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением
улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных
движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности,
основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и
здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее
характером, средствами выразительности.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время
прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая
различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение,
оживляя накопленные впечатления.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой,
изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое
применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель
сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок,
характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда
сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми,
если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные
музыкальные инструменты.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности
художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и
музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале занятия,
создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить
веселых и смешных персонажей в рисунке. Музыка в различных видах
деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной
организаторской деятельности педагога.