Ольга Шепелева
Музыка лечит
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание детей считается уникальным средством одновременного формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка. Не случайно, еще в школе Пифагора, в число основных предметов была включена и музыка, как повышающая работоспособность и умственную активность.
Ни для кого не секрет, что сегодня наблюдается ухудшение здоровья подрастающего поколения. Физическое, психическое и нравственное здоровье детей – одна из самых актуальных проблем дошкольного и школьного образования в России. Изменения, происходящие во внутренних органах и системах организма ребенка, связаны с продолжительным эмоциональным напряжением в виде страха, тоски, ненависти, отчаяния, обиды. Музыка же является важнейшим средством не только-эстетического воспитания и развития музыкальных способностей, но и оказывает неоценимую помощь в системе профилактики и коррекции целого ряда нарушений здоровья.
Публикация «Музыка лечит» размещена в разделах
О способности музыки влиять на душевное и физическое состояние
человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Б. Асафьев говорил о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих закономерностях речевой и музыкальной интонации. Музыкальное воспитание может и должно представлять комплексную систему терапии искусством: музыкой, пением, движением, музыкальной театрализацией, игрой на музыкальных инструментах, активным слушаньем музыки. Данный факт вызывает необходимость введения в музыкальное воспитание детей систему арт-терапии (лечение искусством).
Работая в системе арт-терапии, педагоги на музыкальных, логопедических, физкультурных занятиях могут использовать следующие виды деятельности:
ритмодекламация
мелодекламация
координационно-подвижные игры
игры с фонемами
эвритмия
двигательное двухголосье
активное слушание
пантомима
пальчиковые игры
коммуникативные игры и танцы
театрализованная деятельность
игра на музыкальных инструментах
дыхательная гимнастика
логоритмика
ритмика
пение
Реализация вышеперечисленных видов деятельности в работе с дошкольниками решает следующие задачи коррекционной помощи и музыкального воспитания.
Задачи коррекционной помощи:
создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания между педагогом и детьми;
снижение эмоционально-психического напряжения;
формирование социально-коммуникативных навыков;
обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей.
развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
Специальные задачи музыкального воспитания :
формирование интереса и любви к музыкальному искусству;
развитие координации общей и тонкой моторики, рук, ног; развитие восприятия музыки и согласованности её с движениями; развитие речедвигательной координации;
развитие координации общей и тонкой моторики, рук, ног;
комплексное развитие музыкальных способностей : слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа, формы;
развитие музыкального слуха и его компонентов (ладового, динамического, интонационного, тембрального);
развитие первоначальных навыков музицирования;
развитие речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, звукообразования, речевой и певческой интонации.
В любой терапии, будь она лекарственная или терапия искусством, необходимо последовательное, постоянное, пошаговое воздействие. Оно врачует, исправляет душевное состояние ребенка, нормализует его пульс, дыхание, моторику движений, заряжает каждого энергией жизни.
Общение с музыкой в разных видах деятельности должно приносить истинную радость само по себе, т. е. без установки на достижение определенного результата.
Погружая ребенка в мир любого вида искусства – это самая первая школа, которая мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять.
Дети находят в искусстве отзвуки того, что они пережили и почувствовали.
Составлено на основе материала Кацер О. В. «Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей»)
Музыка оказывает непосредственное влияние на здоровье. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление - музыкотерапию.
Медики советуют:
-скрипичная и фортепианная музыка - для тех, у кого не в порядке нервы.
-арфа незаменима в кардиологии.
-виолончель помогает людям с больными почками.
-гобой и кларнет придут на помощь печени.
-флейта запросто справится с бессонницей, а также поможет расслабиться.
-саксофон восстанавливает потенцию.
Психологи заметили, что, прослушав произведения Гайдна и Моцарта, большинство людей ощущают прилив бодрости. Моцарт же вообще многопрофилен. Его музыке приписывается снятие головной боли, усталости. Депрессии, избавление от простуды. Этот феномен, до конца ещё не объяснённый, так назвали - «эффект Моцарта». Кстати, также ученые установили, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта малыша. По утверждению исследователей, классическая музыка не только успокаивает и умиротворяет, но и способствует развитию внимания и творческих способностей. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.
Композиторы-романтики, такие как Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский, хороши для снятия стресса. Причём неважно, слушаете ли вы музыку или исполняете её сами. Интересен ещё и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит как бы мягкий массаж горла, лёгких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно тренирует и укрепляет, а звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу. Поэтому неудивительно, что среди оперных певцов так часто встречаются долгожители. Помимо всего прочего, пение само по себе является самым доступным видом музыкальной деятельности. Не каждый человек может овладеть навыком игры на музыкальном инструменте, а спеть пожалуйста. Тут, конечно, встает вопрос качества, но нам-то главное – здоровье. Поэтому, я предлагаю сейчас вам всем немного оздоровиться и спеть.
ПЕСНЯ «Подмосковные вечера»
-Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
ТРЕК № 1
-Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний:
ТРЕК № 2
-Рок музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
ТРЕК № 3
-жесткий хард-рок может вызвать у слушателей неосознанную агрессию.
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
ТРЕК № 4
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для занятий и медитаций романтическая, создающая ощущение свободного пространства музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Времена года» Чайковского, «Утро» Грига, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле».
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
От гастрита вылечивает «Соната №7» Бетховена.
Головную боль снимает прослушивание «Полонеза» Огинского.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.