МААМ-картинки

Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до

Хайрутдинова Наиля
Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

С 1 января 2014 г. вступил в силу новый ФГОС ДО.

До 1 января 2016 г. установлен переходный период для проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые должны создать методическую базу для полноценного внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Публикация «Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации.

Таким образом, первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС ДО, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС.

ОО "Познавательное развитие": развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы.

Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова, зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой, мишкой («Мишка» М. Раухвергера, кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа.

Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В старших группах мы уже слушаем, нам известны музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. Так же, в старших группах, слушании музыки полезно будет предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением.

При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами. Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др., когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например, наблюдаем совместно с детьми за цирковой собачкой и слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

В песнях всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления. На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, следует обязательно провести с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой, расспросить детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде. Или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р. Котляревского) можно поговорить о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др., народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др., а также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. В качестве дополнительного материала я предлагаю детям музыкальные игры Екатерины Железновой, которые легко вписываются в любую программу музыкального воспитания, очень нравятся детям, дарят им много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.

В сюжетных – танцах дети представляют себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которую даёт музыка. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн. др.) По итогам диагностики дети стали более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми. Диагностика уровня сформированности представлений о природе показала положительную динамику; повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.

Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:

- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;

- ребёнок осознаёт себя частью природы;

- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;

- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников" Одна из самых актуальных и «больших» проблем,.

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Мастер-класс «Игрушка  «Травянчик» как форма воспитания экологической культуры у дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рады приветствовать Вас. Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания.

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Презентация «Формы и методы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Семинар «Формирование экологической культуры и культуры ЗОЖ в условиях ФГОС» .

Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Экологическое воспитание детей через музыку.

Сюжетно ролевая игра как средство развития связанной речи у дошкольников в соответствии с ФГОС Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 09:35
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыка, как средство воспитания экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Хайрутдинова Наиля (УИ 1792051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД