ИРИНА КЕДОВА
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Актуальность.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Занимательная математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Цель проекта : Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
Задачи проекта :
• Развитие воображения и креативного мышления (умение гибко, оригинально мыслить)
• Формирование символической функции сознания.
• Развитие у детей эмоционально-образного и логического мышления.
• Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
• Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
• Формирование базисных математических представлений и речевых умений.
Вид проекта : долгосрочный (1 год).
Участники проекта :
• Дети.
• Воспитатель.
• Родители.
Содержание этапов проекта : Проект, включает три этапа – целеполагание, разработка проекта и реализация проекта.
1 этап. Целеполагание.
Цель: создать условия для развития у детей среднего возраста любознательности, познавательной активности.
2 этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта.
Модель реализации проекта
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Интегрированные занятия с использованием ИКТ по теме «В гости к зайчонку», «Мишки на ступеньках», «Волшебные цветы». в течение учебного года
2. Чтение художественной литературы.
Заучивание стихов-шуток с математическим содержанием 1-2 раза в неделю
3. Подвижные игры, ребусы, кроссворды. в течение учебного года
4. Продуктивная деятельность детей. Составление математических коллажей.
в течение учебного года
2. Сотрудничество с родителями 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом, математического уголка в группе. в течение учебного года
2 Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: «Путешествие по ма-тематическим планетам» май
3. Анкетирование родителей. май
4. Совместное мероприятие детей и родителей на тему: «Поиграй со мной, мамочка!» апрель
5. Консультационный материал для родителей по темам: «Играем вместе с детьми», «Математические игры по дороге домой», «Что такое математика?».
в течение учебного года
3. Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с логическим развитием детей. в течение реализации проекта
2. Подборка методической и практической литературы.
3. Картотека материала по развивающим играм.
4. Конспекты занятий.
5. Консультационный материал для педагогов.
6. Консультационный материал для родителей.
7. Обобщение и распространение педагогического опыта «Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала»
4. Работа с педагогами 1. Выступления на районном методическом объединении по теме: «Мастер - класс для педагогов дидактической игры «Рукавички с секретом» для детей среднего возраста по образовательной области «Познание». май
2. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) в течении
реализации
проекта
3. Взаимопосещения.
Предполагаемые результаты для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость.
2. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительной координации.
Заключение
Проект реализован. Результатами проектной деятельности являются:
1. У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности.
2. Научились логически мыслить, решать задачи на основе чувственного познания.
3. Психические процессы ощущение, восприятие, представление развиты в соответствии с возрастными нормами.
4. Дети научились классифицировать предметы, находить общий признак и объединять их в однородные группы, выделять существенные признаки предметов.
5. Сформировалось умение устанавливать последовательность событий.
6. Выделяют нелогичные ситуации.
7. Научились сравнивать, давать определения понятиям.
8. Появилось желание и умения самостоятельно творить, переживая радость.
9. Каждый ребёнок вышел на свой более высокий уровень развития.
В ходе работы над проектом родители воспитанников стали активными и непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество. Проект позволил им реализовать свои способности и таланты, обогатить знания и умения в воспитании детей новым опытом семейного воспитания.
Таким образом, разработанный и апробированный проект действительно отвечает основным принципам развивающего обучения, является инновационным и может быть рекомендован педагогам ДОУ.