Наталья Печерина
Музейная технология. Мини-музей «Откуда хлеб к нам пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей. Как же научить детей уважать хлеб?
Для расширения кругозора и пополнения знаний воспитанников о народных традициях, формирования у них представлений о родной культуре, для воспитания бережного отношения к хлебу был создан мини-музей «Откуда хлеб к нам пришел»
Публикация «Музейная технология, Мини-музей „Откуда хлеб к нам пришел“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, о злаковых растениях
Задачи:
1. Обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых.
2. Формирование знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
3. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска.
4. Привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
5. Обогащение словарного запаса детей: земледелец, механизатор, комбайнер, тракторист, страда, урожай, пекарь.
6. Формировать элементарные представления в области биологии и экологии.
7. Поддерживать интерес к коллекционированию.
Оборудование, материалы и экспонаты:
компьютер, видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» ;подборка иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;
гербарии злаковых растений;
образцы зерна и крупы злаковых культур;
ингредиенты для составления теста;
народные тряпичные куклы – Крупенички;
образцы различных хлебобулочных изделий;
фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;
макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная и водяная», «В русской избе»; цеп (старинный инструмент для обмолота хлеба);
старинная посуда и утварь;
репродукции картин русских художников о хлебе
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. В нашей группе был создан мини - музей хлеба. В создании мини-музея приняли участие педагоги – дети – родители.
Организация мини - музея
Работа проходила в три этапа.
Первый этап – подготовительный.
Главные задачи подготовительного этапа:
- определение пути создания мини-музея;
- подбор необходимой литературы по теме ;
- подбор материально – технического обеспечения.
Было подобрано оснащение будущего музея :
старинная посуда, утварь и инструменты;
репродукции картин русских художников о хлебе;
фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;
иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;
видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» Были собраны и оформлены гербарии злаковых культур; созданы макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная», «В русской избе»; сделаны народные тряпичные куклы – Крупенички.
Второй этап создания музея – практический.
Главная задача второго этапа — совместное воплощение идей:
Во-первых, это реализация проектов по темам: «Где растут булки»; «Что такое злаки?»; «Как устроена мельница» и т. д.
Во-вторых, были оформлены экспозиции музея; организованы условия для разных видов деятельности в мини – музее. Третий этап – внедренческий. Он включает в себя открытие мини – музея, осуществление различных видов деятельности в музее, приглашение гостей.
Воспитанники подготовительной к школе группы вместе с воспитателем с удовольствием провели мини - экскурсии по музею для детей старшего дошкольного возраста ДОУ.
Таким образом, создание мини – музея «Откуда хлеб к нам пришёл» позволило организовать работу по приобщению к национальной истории и культуре не только у дошкольников, но и их родителей, педагогов.
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хлеб - это жизнь.
За время функционирования мини - музея с детьми были проведены беседы о том, как нелёгок труд хлебороба, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, был организован просмотр с детьми видеосюжетов долгого пути хлеба : от зернышка до нашего стола. Также посетителям мини-музея была предоставлена возможность закрепить полученные знания в играх.