Наталья Тюнеева
Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Что такое музейная педагогика
Публикация «Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. Музеи - это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.
Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология, которая позволяет развивать креативный потенциал педагогических кадров.
Основы музейной педагогики были заложены в Германии отдельными энтузиастами музейного дела, среди которых особое место занимает А. Лихтварк. Он был убежден в том, что музей как и школа является местом обучения. А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. Г. Кершенштайнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. В основе концепции Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является ничем иным, как учебным планом - конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами.» Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды, разработали технологии различных типов педагогических занятий на базе музея.
В России первый шаг в истории формирования музейной педагогики был сделан отечественными учеными и общественными деятелями самостоятельно. В 1865 г. был образован Педагогический музей, который выступил в роли общественного, научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел музея объединил творческие усилия видных педагогов страны. Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. В своей практической деятельности Бакушинский особое внимание уделяет методике проведения экскурсий. Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.
Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика оперирует теми же понятиями и категориям и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика.
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную сферы.
В последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :
образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
В условиях небольшого города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Опрос показал, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини-музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.
Задачи мини-музея :
1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.
3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.
Методические принципы организации мини-музея :
1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).
3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).
4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).
5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).
Формы деятельности мини-музея :
1. Поисковая
2. Фондовая
3. Научная
4. Экспозиционная
5. Познавательная
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
- опытно-исследовательская деятельность;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;
- мастер-классы;
- выставки;
- экспресс-выставки;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т. д.);
- познавательные беседы;
- различные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);
- запись рассказов детей, использование ИКТ-технологии;
- проекты различной направленности, КВН, викторины.
Помимо основной площади музея в группах могут быть организованны мини-музеи «одного экспоната» : «Мир слонов», «Белоствольная красавица» и т. д., а также тематические экспозиции мини-музеев.
В рамках музейной педагогической деятельности воспитателями составляется перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея. Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализуются детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается педагогами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.
Таким образом, музейная педагогика дает возможности :
1. Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
2. Попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
3. Организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей, что развивает креативный потенциал всех участников образовательного процесса.
Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Мини-музей народной куклы в группе детского сада (из опыта работы)
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - это дети.
Таким образом, народная тряпичная кукла:
1) знакомит с удивительным миром славянской культуры;
2) являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве;
3) изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т. е. осваивает различные социальные роли;
4) в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой;
5) воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев;
6) изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности
7) ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
8) в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук (все это влияет на развитие мышления и развитие речи);
9) в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца;
10) застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой (то есть кукла выполняет коррекционную функцию);
11) работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное;
12) знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им представление о народных праздниках, обрядовых действиях наших предков.
Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.
Цель создания мини-музея «Куколки из сундучка» : Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой.
Задачи мини-музея :
• расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• обогащение предметно-развивающей среды;
• через игрушку знакомить с историей и традициями русского народа;
• приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• воспитание у детей интереса к культуре своих предков;
• развитие у детей познавательной активности;
• приобщения детей и родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания;
• сформировать у детей понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
• изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать индивидуальные творческие способности детей;
• учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
• обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
• познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
• стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребёнка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимодействия.
Характеристика экспонатов: в мини-музее представлены разные традиционные народные куклы, изготовленные руками воспитателей, детей и родителей.
Перспективное планирование работы музея
1. Экскурсии.
2. Театрализованная деятельность
3. Игровая деятельность
4. Мастер-класс
5. Семинар
6. Обмен опытом
7. Работа с родителями
Перспектива развития мини-музея
• Подбор коллекций по теме «Народная кукла».
• Расширение коллекции экспонатов другими видами народных кукол (помимо тряпичных).
• Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
• Пополнение библиотеки песнями, потешками, стихотворениями про куклу.
• Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.
• Проект «Народная кукла».
• Создание презентации «Различные куклы».
• Семейные развлечения.
Список литературы
1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».
2. И. А. Лыкова «Куколки из сундучка: рукотворные игрушки»
3. Ю. Моргуновская «Обережные народные куклы».
4. О. Миронова «Народная кукла».
5. Т. Денисова «Народные куклы-обереги».
6. О. Скляренко «Народные куклы своими руками. Забавы и обереги».
7. И. А. Лыкова «Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками».
И. Лыкова «Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков»