Прозорова
Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЗОРОВА Н. Н.
ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
…воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги
А. Макаренко
Публикация «Музейная педагогика как основа социализации личности обучающегося в условиях среднего профессионального образования» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о них представляется сейчас особо значимым еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации обучающихся. Ранее это были отряды октябрят, пионерское движение, комсомольские организации, популярно в среде подростков было тимуровское движение. Однако подобные формы организации досуга подростков, молодёжи остались в истории нашего Отечества, а изменившаяся социально - экономическая обстановка в стране, потребовала появления новых подходов и методов активизации обучающихся.
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании таких общеобразовательных дисциплин как «история», «обществознание» согласно новым требованиям ФГОС ставится задача не только приобретение новых знаний, развития умений и навыков, но и духовное, гражданское становления личности. Но в силу сложившихся условий практически каждый преподаватель сталкивается с проблемой: не получившие личностной окраски знания, становятся багажом, в котором студент не видит практической пользы. С целью оптимизации образовательного процесса в 2005 году в ГБПОУ «КРК «Интеграл» был открыт музей истории.
Считаем, педагогическая деятельность в музейной среде - синтез воспитания, развития и обучения, который позволяет эффективно осуществлять передачу социального опыта, поскольку предусматривает следующие формы взаимодействия:
педагог - обучающийся : подготовка и реализация социальных проектов, круглый стол, экологические акции, квесты, уроков мужества, внеаудиторные мероприятия, конкурс-фестиваль, просмотр кинофильмов, тематические классные часы, участие в олимпиадах, конкурсах, «ТУРИАДА ПОБЕДЫ», экскурсии и т. д. ;
педагог – социальный педагог : инструктивно-методические семинары, открытые мероприятия, круглые столы, фокус - группы, УМО, методические разработки, подготовка и организация предметных квестов, акций, внеаудиторных мероприятий и т. д. ;
обучающийся – обучающийся : межличностное, диалогическое, работа в группе на основе сотрудничества, обсуждение, планирование и реализации социальных проектов, подготовка к конкурсам, акциям, квестам и т. д.
Организация подобной деятельности дает возможность взвешенно определять траекторию личностного развития каждого субъекта воспитательного процесса, выбора среды общения, личностной мотивации, а разнообразие форм и методов работы приводит к положительным результатам и позволяет отследить формирование нравственных категорий у обучающихся, таких как патриотизм, гражданственность, толерантность.
Музей колледжа, за годы работы, стал местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. В музейной практике – организация и проведение тематических выставок, виртуальных экскурсий, которые создают условия для непосредственного вовлечения обучающихся в профессиональную музейную коммуникацию.
Виртуальная экскурсия - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности - будь то страна, город национальный парк, музей и т. д. [5, с. 1154-1157]. Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио - графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т. п. Таким образом, не покидая кабинета, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи. Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т. д.
Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность обучающимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.
Как демонстрирует опыт работы подготовка и проведение экскурсионной работы в рамках поисково-исследовательской музейной деятельности - одно из эффективных средств обучения и воспитания. Принимая активное участие в создании новых экспозиций в музее, педагоги и обучающиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов исторического наследия. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллект обучающихся, волевые и эмоциональные процессы, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знания, суждения, оценки.
Эффективность организации и проведения экскурсии на достаточно высоком уровне ее содержание требует от педагогов и обучающихся тщательной предварительной подготовки. Считаем целесообразным выделить следующие этапы работы над созданием выставки и подготовки экскурсии: подготовительный, основной, заключительный.
В ходе подготовительного этапа проводится следующая работа: создание рабочей группы преподавателей и обучающихся с целью подготовки и презентации исторической выставки; определение темы, места и времени (периода) проведения выставки. При выборе темы выставки важно учитывать задачи, стоящие перед поисково-исследовательской музейной группой на текущий учебный год и образовательного учреждения в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Составление тематико-экспозиционного плана мероприятия, который традиционно содержит следующую информацию: тема, место проведения, сроки проведения, цели, задачи, композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, место расположения экспонатов, тематика выставочных работ, тип выставочных работ и критерии их отбора, требования к оформлению выставочных работ, дополнительное оформление выставки (эстетические дополнения). Составление тематико-экспозиционного плана экскурсии позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня. В рамках основного этапа обучающиеся подбирают экспонаты выставки, работают с выставочным помещением, оформляют выставку. Прежде всего, необходимо помнить, что подготовка выставки в музее – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого рода педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление.
Применение основ музейной педагогики в профессиональной образовательной организации на практике позволяет акцентировать внимание обучающихся на развитие активной гражданской позиции, социальной активности, а в сочетании с деятельностным подходом формировать в субъекте обучения готовность продуктивно самоорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленных целей.
Теоретически и методически обоснованная система воспитания и образования на базе музея способствует реализации следующих задач социализации и инкультурации :
• получение и углубление знаний ( у этой задачи двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов природы и общества; с другой - на познание человеком самого себя);
• формирование мировоззрения и гражданской позиции (усваивая культурно-исторический опыт, расширяя свои представления об образе жизни, традициях, обычаях, морали, человек учится классифицировать и отбирать духовные ценности, вырабатывать собственные приоритеты и позиции);
• формирование эстетических идеалов (достижения и идеалы прошлого, эмоционально окрашенные средствами изобразительного искусства, дизайна, музыки, цвета, способны формировать представления об отношениях, поступках, стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и нетерпимость к безобразному во всех его проявлениях);
• усвоение духовно-нравственных образцов (стержневым качеством любого индивида является нравственность, рецепты которой могут быть раскрыты на историческом опыте);
• историко-патриотическое воспитание (главное преимущество музея как института историко-патриотического воспитания проявляется в том, что, используя эффект достоверности и наглядности экспонатов, он может обеспечить чувство сопричастности к жизни и культуре предков и раскрыть историю в ее динамике).
Обращение же к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Поэтому музей, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры, позволяет создать условия для социального партнёрства и успешной социализации личности.
Используемая литература:
1. Алексеева Е. В. Музей в школе : практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.
2. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. - 2007.
3. Васичева Э. В., Иванова Л. М., Соколова Т. А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. - № 7. - 2007. - С. 53-59.
4. Кареонов В. А., Фаизова В. К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.
5. Митриковская М. С. Музейная педагогика в школе // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1157.
6. Следзевский И. В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
7. Троицкий Ю. Л. «Дети пишут историю», «Преподавание истории в школе» №1, 1999г.