Елена Самойленко
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология по приобщению к нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение на тему:
«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология по приобщению к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и культурным ценностям русского народа».
Подготовила: Самойленко Елена Сергеевна,
старший воспитатель МБДОУ г. Горловки №12 «Ромашка»
Публикация «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология по приобщению к нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: музейная педагогика, музееведение.
Цель МО: Создание условий развития профессиональной компетентности педагогов МДОУ. Освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
…Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания…
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей-образование» немецкий ученый Ганс Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия на посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стало задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения:
– Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 (Постановление №1-233П-НС);
– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015 г.);
– Концепция патриотического воспитания детей и учащихся молодёжи ДНР от 17.07.2015 г.
Это вполне закономерно, так как формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. Именно в этот период образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В последнее десятилетие в детских садах все больше становится музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике историко-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музейная педагогика — это интегративная область, которая включает в себя научно — исследовательскую и музейную практическую деятельность. Она тесно связана с такими дисциплинами, как история, музееведение, культурология и др.
Задачи музейной педагогики
1. Приобщение воспитанников к музею и музейной культуре с раннего возраста.
2. Формировать интерес ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры. формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
3. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
4. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; вызывать уважение к другим культурам;
5. Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
6. Воспитание бережного отношения к музейным экспонатам на основе осознания их ценности.
7. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм работы с детьми в музейной среде.
8. Объединение усилий сотрудников музея, педагогов детского сада и родителей для обогащения музейного пространства; функционирование музея на базе детского учреждения.
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Базовыми формами культурно — образовательной деятельности музея являются : экскурсии, лекции, консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с интересным человеком, литературные вечера и праздники.
Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить воспитанника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею. Музей в детском саду позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов.
Развивающая образовательная среда музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции дошкольников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности.
Музей в дошкольном учреждении становится средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Музей реализует следующие направления работы:
- поисково-исследовательская работа. Дети со своими родителями и педагогами занимаются исследовательской деятельностью. Ребята знакомятся с документами, литературой, с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к ветеранам и их родственникам, приобретают навыки исследовательской деятельности.
- защита проектов. Дети со своими родителями посещают и изучают памятные и культурные места родного города, снимают видеоролики, создают проекты, которые потом демонстрируют для других детей, родителей и педагогов.
- экскурсионная работа. В музее работает группа юных экскурсоводов, которая проводит экскурсии по музею.
Экспозиции музея систематически используется в учебном процессе. Подлинные материалы музея, используемые в образовательной деятельности, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на воспитанников.
Музей образовательного учреждения является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своего края, своей страны.
Нельзя не отметить роль родителей в работе нравственно-патриотического и культурного-исторического воспитания дошкольников. Это участие в конкурсах, заучивание стихотворений, инсценировка военно-патриотических песен, участие в проектной деятельности, помощь в организации и проведении мастер-классов, ежегодных ярмарок, спортивных состязаний и развлечений, экскурсионных поездок, традиционных народных праздников, участие в партпроекте.
Привлечение родителей к мероприятиям ДОУ, созданию Музея Воинской Славы и мини - музеев в группах - является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. В итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду – это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика способствует комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников.
Сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом!