Ирина Белобородова
Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи
▼ Скачать + Заказать документы
Руководители музея : воспитатель высшей категории Белобородова И. Ю.
Учитель-дефектолог Сливницына Г. А.
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Патриотическое воспитание — это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Публикация «Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музейная педагогика в детском саду
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее значение. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка к менее близким культурно-историческим фактам.
- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок).
- осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Поэтому при работе нашего музея мы соблюдали :
Принципы работы музея :
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея :
Образовательные:
• усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту,
• использование дидактических материалов,
• расширяющих рамки учебной программы,
• обогащение словарного запаса.
Развивающие:
• активация мышления;
• развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
• развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений, патриотических чувств, интереса к народной культуре.
Просветительские:
формирование умений, навыков, адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп по средством показа презентаций.
Организация выездных экскурсий в музеи г. Перми старших и подготовительных групп.
Цель и задачи развития музея :
Целью создания нашего музея стало :
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
- Знакомить с русским народным фольклором.
- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
- Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
Театрализация:
• Развлечения
• Фольклорные праздники
• Посиделки
• Викторины
Непосредственно-образовательная деятельность :
• Беседы
• Рассказы
• Экскурсии в музей
• Виртуальные экскурсии
• Просмотр презентаций
Практические:
• Выставки
• Конкурсы
Основная идея развития музея.
Изначально был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы педагогов, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающийся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон :
Красный угол;
Горница;
Выставочный зал.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции).
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель» : буфет с росписью, стол, лавки, сундук большой, люлька, полки для полотенец, разделочные, расписные доски, наличники на окна, часы с маятником.
«Как Марьюшка семью кормила» : миски, крынки, чаши, горшки, вазы, ложки деревянные, толкушка, скалка, лопатка, бублики, баранки.
«Хозяйкины помощники» : мукомолка, мельница, балалайка, кочерга, ухват, веник-голик, сечка, корытце, кадка малая, кадка большая, рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила» : рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь» : печь, дрова, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь» : русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища» : лучина, свеча, лампа керосиновая.
«Мастера и мастерицы» : прялка, ткацкий станок, швейная машинка «Тула», веретено, плетеные, вязаные (куклы и мишки, тканые изделия (рушники, занавески, скатерти, половицы и коврики, обереги.
«Изделия плетеные из бересты и лыка» : короб, лукошко, корзины, плетёный сундучок.
«Народные игрушки» : кукла с граблями, дымковская игрушка, куклы в национальных костюмах (2 штуки, кукла на чайник, лошадки, мягкая кукла.
Дидактический материал по разделам экспозиций.
Перспективы работы музея.
• На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, старые гвозди.
• Собрать различные виды амбарных замков.
• Отремонтировать буфет, часы с кукушкой.
• Сделать коллекцию кукол в национальных костюмах народов Прикамья (коми-пермяк, башкиры, татары, удмурты, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы, цыгане, русские).
• Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.