Хуако Фатимет
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях» размещена в разделах
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно - патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, не понимают пожилого человека.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом; бережного отношения к истории; понимания культурных традиций; гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа; уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям; нетерпимости к проявлениям социальных пороков. Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.
Патриотическое воспитание включает в себя: содержательный компонент, когда ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту; эмоционально-побудительный, когда ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности; деятельный компонент, когда ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств. То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мероприятия День «Российского флаг», «Адыгского флага» воспитывают чувство гражданственности, патриотизма.
Я стремлюсь воспитывать любовь к Родине, родному городу, тем самым связываю воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает детей. В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, заочные путешествия «По уголкам родной Адыгеи», наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
В группе у нас существует небольшой краеведческий уголок - это обучающая и развивающая среда, которая дает хорошие результаты в патриотическом воспитании дошкольника - будущего гражданина России. Под музейной работой я понимаю не только организацию экспозиций и выставок, но многообразные формы детской деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов совместно с родителями. Материалы уголка, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего родного края, страны, с традициями и культурой народов. Экспонаты подбираются не только воспитателями, но и воспитанниками и их родителями. Это важно для того, чтобы дети почувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Мы пытаемся дать детям понятие, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого.
Использую наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по городу, экскурсии, наблюдение, рассказ и решение проблемных ситуаций. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Постоянное знакомство детей с народными праздниками, обычаями и обрядами приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Мы участвуем в праздновании Дня «Адыгэ шъуашэ» (День национальной одежды)
Любовь к малой Родине начинается с формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм, правил и ценностных ориентаций у ребёнка.
Мы с группой работаем над проектом «Люби и знай свой край родной». В соответствии возрасту детей изучение начинается со знакомства с детским садом, улицы, на которой находится детский сад, родным городом, республикой, страной. Действенное отношение детей к окружающему миру проявляется в различных видах детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы). Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх, театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов - использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями - это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС. Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер : оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, проводимых в детском саду, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших. Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с ребенком принимать участие в благоустройстве детского сада, уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Огромное внимание уделяю памяти Великой Отечественной войны, я педагог краевед. Собрала материал на темы: «Улицы города, носящие имена героев Великой Отечественной войны», «Награды Родины в Великую Отечественную войну». Необходимы произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разрабатываю беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Мы хотим сделать традицией нашей группы – приглашение на утренники «День Победы» ветеранов Великой Отечественной войны, детей войны. Во время образовательной деятельности дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Формирование патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Ведётся проектная деятельность с детьми с участием родителей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
С уверенностью могу сказать что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.