Ольга Камбаратова
Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем
Камбаратова Ольга Николаевна
воспитатель
МАДОУ д/с №229 "Дельфин"
г. Нижний Новгород
Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем. [/b]
Некоторые аспекты патриотического воспитания дошкольников рассматривались педагогами-исследователями в связи с решением задач ознакомления детей дошкольного возраста с отдельными сторонами общественной жизни: трудом взрослых (З. И. Велиева, Н. М. Крылова, В. И. Логинова); городом, страной (A.A. Анциферова, Н. В. Мельникова, Г. й. Панасенко, З. А. Твдикиене); жизнью народов нашей страны (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова; Советской Армией (Л. И., Беляева); народным творчеством (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Халикова).
Публикация «Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
О том, что элементы народной культуры ребёнок начинает усваивать уже в дошкольном возрасте, писали многие педагоги и, прежде всего, наш великий педагог К. Д. Ушинский. Он подчёркивал, что пословицы поговорки, сказки, былины помогают развивать в детях чутьё к звуковым краскам родного языка, отражают взгляды и представления народа – народную мудрость.
Сегодня, в век компьютеров, Интернета, полетов в Космос трудно себе представить, что наши деды и прадеды рождались и умирали с первого и до последнего дня своей жизни окруженные, как бы мы сейчас сказали, особым культурным полем. Суть этого культурного поля составляли народные традиции. Это и песни, хороводы, стихи, посиделки и многое другое…
Колыбельные, поговорки, сказки, свадебные песни, прощальные плачи – все это окружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Что хорошо, что плохо, как следует, как не следует, чего бояться, чему радоваться – на все эти вопросы народная мудрость давала ответы. А кому эти ответы, прежде всего, предназначались, кому звучали напутствием, для кого бережно сохранялись и передавались? Конечно же, детям и нам потомкам. От рода к роду копились национальные традиции, отношения к родному краю.
Сегодня – день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня – день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа, патриотизму?
Э. П. Костина утверждает: «Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его действительности».
О. Л. Князева и М. Д. Маханева отмечают, что «понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, особенности языка и быта»
С. А. Козлова подчеркивает: «воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно тогда, когда она становится применительна к детям дошкольного возраста». Этот возраст, продолжает С. А. Козлова, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной духовной жизни.
Раскрывая основные средства патриотического воспитания, ученые В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова, считают, что в реализации «задач нравственного воспитания ведущая роль принадлежит характеру взаимоотношений детей со взрослыми, что служит для ребенка примером.»
Авторы считают, что для решения задач необходимо познакомить детей с улицей, на которой находится детский сад, с районом и городом.
В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова выделяют воспитание бережного отношения к природе как одно из проявлений любви к Родине. Успех решения этой задачи во многом зависит от выбора места для прогулок и экскурсий, где можно показать детям очарование пейзажа и оценить его красоту в разное время года. Для воспитания бережного отношения к природе важно понимание детьми значение труда человека в природе (выращивание овощей, растений, уход за животными)
Педагоги В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова подчеркивают совместную работу ДОУ и семьи, где взаимное влияние, взаимное дополнение и взаимодействия являются необходимыми условиями успешного воспитания нравственности подрастающего поколения.
Н. Г. Комратова предлагает организацию работы по обогащению духовного мира, гуманитарного образования делить на тематические циклы:
- Окружающий мир (мир природы, мир людей, мир предметов)
- Трудовая деятельность человека (мир природы - практическая ценность природы, мир людей – преобразующая роль труда, мир предметов – результат труда людей.)
- Мой родной город – итоговая обобщающая тема, которая является комплексной.
Ознакомление дошкольников с родным краем благоприятствует воспитанию начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Цель работы: способствовать воспитанию начал патриотизма и любви к Родине детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Формировать представления об особенностях места жительства детей.
- Познакомить детей с историей названия улицы и района, с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.
- Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район, свой город.
На первом этапе работы можно обозначить следующие задачи :
- Воспитывать желание познать себя, свои способности и возможности.
- Формировать умение понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Воспитывать уважительное отношение к своим близким.
Задачи второго этапа работы по воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста :
- формирование представления ребенка о детском саде, как о первой общественной среде.
- Воспитание уважения к сотрудникам детского сада и их деятельности.
- Воспитание культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Задачи третьего этапа работы:
- Формировать представления об особенностях места жительства детей.
- Познакомить детей с историей названия улицы и района.
- Воспитывать у детей желание любить свою улицу, свой район.
Основные задачи четвертого этапа:
- Познакомить детей с историей города, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.
- Воспитывать любовь к родному городу.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
• корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей.
Список литературы:
1. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербаков “Как научить детей любить Родину”. Москва: АРТКИ 2003 г.
2. Киласьева, Е. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е. А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.) : Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., проф. И. А. Рудакова. – М. : Издательство «Спутник», 2013.
3. С. А. Козлова “Мой мир” Москва: ЛИНКА-ПРЕСС 2000 Г.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. Санкт-Петербург: издательство “Детство-Пресс” 2002 г.
5. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера 2007.
6. Э. П. Костина “Родина моя - Россия”. Нижний Новгород 1996 г.
7. Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. А. Семикова “Мой родной дом”. Нижний Новгород: издательство ТАММ 2000 г.
8. “Наш край”. Нижний Новгород : Издательство: “Нижегородская ярмарка”. 1998 г.
9. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и другие “Нравственное воспитание в детском саду”. Москва: 1984 г.
10. Д. Н. Смирнов “Нижегородская старина”. Нижний Новгород: издательство “Нижегородская ярмарка” 1995 г.
11. В. А. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”. Москва: 1979 г.
12. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова “Красна изба…”. Санкт-Петербург: издательство “Детский пресс”. 2000 г.
13. Г. П. Федорова “На златом крыльце сидели…”. Санкт-Петербург “Детство-Пресс” 2000г.