Приложение МААМ

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Елена Мудрецова
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

(Из опыта работы для аттестации воспитателя)

Сведения об авторе.

Мудрецова Елена Юрьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №36». Образование: высшее, учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального обучения», МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Педагогический стаж: общий – 30 лет, в данной образовательной организации – 10 лет.

Актуальность.

Публикация «Опыт работы „Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальностью и перспективностью данного опыта является то, что идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. «Надо ли воспитывать чувство патриотизма?» - ответ может быть только утвердительным. Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами её делаем.

Основная идея опыта.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Идея моего педагогического опыта заключается в создании воспитательно - образовательного пространства, содействующего формированию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Теоретическая база.

Теоретико - методологической основой моего педагогического опыта послужили труды отечественных педагогов. Каждый автор видит по своему патриотическое воспитание дошкольников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности.

С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания - была идея народности.

Исследователь Ривина Е. считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн.

В своей практической деятельности я опираюсь на основную общеобразовательную программу «Детство» Т. И. Бабаевой и региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» О. В. Бурляевой и др. ; парциальную программу «Приобщение к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.

Также использую разные учебно-методические пособия, направленные на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, формирование уважительного отношения к малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках:

После изучения литературы по данной теме, я пришла к выводу, что она актуальна в наше время. Патриотическое воспитание имеет первостепенное значение для воспитания в целом. Оно влияет на всестороннее развитие ребёнка и воспитание его нравственных и патриотических чувств.

Новизна.

Новизна опыта заключается в использовании инновационных педагогических технологий по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях ДОО, которые внесут изменения в систему взаимодействия детей, педагогов, родителей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

Технология опыта.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

В своей работе по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста, я придерживаюсь следующих принципов:

• учёт возрастных особенностей при отборе материалов, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей;

• уважение к личности каждого ребёнка;

• интегрированный подход-включение содержания нравственно-патриотического воспитания во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую и др. ;

• принцип открытости-закрытости.

Вся работа с детьми осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой, продуктивной, самостоятельной деятельности, а также используются такие формы работы как, комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

По данной теме мной составлен перспективно-тематический план. В соответствии с планом разработаны конспекты НОД: «Наша Родина — Россия», «Путешествие по городу Саранску», «Есть такая профессия-Родину защищать» и другие, тематические недели «Защитники Отечества», «Мамин день», сценарии тематических праздников и развлечений:«Аты-баты – вот такие мы солдаты!», «День защитника Отечества», «День Земли», составлены картотеки:

• народных пословиц и поговорок («Мать кормит детей, как земля — людей», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Родина любимая – мать родимая», «Главное в жизни – служить отчизне» и др.)

• дидактических и словесных игр («Наш детский сад», «Малая Родина», «Герб России», «Подбери узор», «Кому, что нужно для работы?», «Военные профессии», «Кто, где служит?»)

• сюжетных игр («Семья», «Путешествие по городу», «Я – экскурсовод» «Пограничники», «Военные разведчики» и др.)

• подвижных игр («Побегу к себе домой!», «Триколор», «Меткий стрелок», игра-эстафета «Доставь пакет», «Кавалеристы» и др.)

• стихов о семье, о Родине и защитниках Отечества.

Воспитание патриота, любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие боевые и трудовые подвиги совершены на этой земле. Поэтому в рамках инновационной деятельности «Формирование творческой личности ребёнка – дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии, реализуемой в нашей дошкольной организации в 2013-2018г., мной был разработан педагогический проект «Феодор Ушаков – защитник Отечества». Цель проекта: познакомить детей с жизнью и подвигами адмирала российского флота Ф. Ф. Ушакова, который имел корни в нашем Мордовском крае.

Также мной был реализован проект «Орнаментальные мотивы мордовской вышивки», цель которого: воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора. Мордовское декоративно – прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы взрослых и детей. Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса.

В своей работе я активно использую мультимедийное сопровождение воспитательно – образовательного процесса: виртуальные путешествия по городу, посещения музеев; просмотр презентаций, которое способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Всё, необходимое для этого, есть в нашей ДОО: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.

Большое значение в формировании нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. В группе создан уголок краеведения, в котором представлены изделия народно-прикладного искусства России, умельцев Мордовии, художественная литература, дидактические игры по ознакомлению детей с родным городом и страной, сувениры, куклы в национальных костюмах, тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «Достопримечательности Саранска», «Знаменитые земляки», «Великая Отечественная война», «Народные праздники» и др. При создании развивающей предметно-пространственной среды, я учитывала следующие принципы: целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.

Оптимальным решением построения целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. В нашей дошкольной организации создан мини - музей «Мордовская изба», которому отводится особое место в формировании у детей интереса и уважения к культуре и традициям мордовского народа, к его труду и жизни посредством действенного познания. Именно здесь дети видят национальные костюмы, старинную посуду (чугунок, кринка, туесок, сито, мебель (лавка, сундук, люлька, предметы труда (прялка, веретено, ухват, серп) и многое другое.

Чтобы приблизить детей к истории своего народа и его героизму, в детском саду создан уголок Боевой и Трудовой Славы. В уголке представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, солдатская форма. Значимость их достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которая усваивается ребенком на протяжении детства.

Работа в данном направлении определила необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого я составила план работы с родителями, благодаря которому старалась привлечь и заинтересовать родителей в формировании нравственно-патриотических чувств у детей.

Провела анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, не смотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с чёткими представлениями о нормах морали и нравственности.

Родительские собрания проводила в нетрадиционной форме: «Конференция» на тему «Всё начинается с детства», семинар – практикум «Семейные ценности, семейные традиции», в ходе которых родителям была представлена информация о том, какова их роль в формировании нравственно - патриотических чувств у детей, даны советы и рекомендации по более эффективному формированию этих качеств у дошкольников. Родители высказали согласие с педагогами, делились своим опытом семейного воспитания. Также родителям были предложены консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Детям о защитниках Отечества» и др., которые подробно освещали содержание патриотического воспитания.

Вниманию родителей была представлена наглядная информация: папки-передвижки «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Родной свой край – люби и знай»; памятки для родителей: «Известные люди о воспитании любви к Родине»; «О воспитании у детей трудолюбия». Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.

Также родители участвовали в выставках рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мой край родной», «День Победы»; в фотовыставках «Я и моя семья в природе родного края», «Мой выходной день», «Мама – солнышко моё», «Мой папа самый лучший». Составляли родословную, изучали историю семьи; приняли участие в составлении семейных альбомов. Ежегодно привлекаю родителей к участию в городских акциях: «Чистый город» по благоустройству территории ДОО, «Птичий дом» по изготовлению скворечников. Проводим совместные праздники «День пожилого человека», «День Матери» и др.

Сотрудничество с социумом также имеет огромное значение в формировании нравственно - патриотических чувств у дошкольников. Поэтому на протяжении многих лет социальными партнерами нашей дошкольной организации являются:

• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» - «Музей этнографии» и музей «Пролетарский район»

• МБУК «Городская детская библиотека №3»

• МУДО «Центр эстетического воспитания детей (здание 1)»

• Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

• Музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.

• Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина.

Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают активное участие в проведении экскурсий для детей, что позволяет расширить наши возможности в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Я считаю, что только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума, а также при условии, что все воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, можно говорить об успешной реализации системы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОО.

Результативность опыта.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств, способствовала обогащению знаний детей.

В ходе освоения данного опыта прослеживается положительная динамика: дети проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях (например, наши дети хорошо знают бульвар Ушакова в центре города, Свято-Федоровский кафедральный собор-главный храм Республики Мордовии, памятник адмиралу Российского флота Ф. Ф. Ушакову и др.). Имеют представление о природных богатствах края. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Использование разнообразных форм работы с родителями тоже дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за нравственное становление своих детей.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Опыт работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад № 36» и может быть распространен среди других дошкольных образовательных организаций.

Опыт работы Мудрецовой Елены Юрьевны был рассмотрен на педагогическом совете № 3 (протокол № 3 от 29.02.2016г.); рекомендован на сайт http://ds36sar.schoolrm.ru МАДОУ «Детский сад № 36».

Инновационный педагогический опыт «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» был обобщён на:

• республиканском образовательном форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» (2017г.);

• городском семинаре - практикуме «Формирование поликультурной компетентности детей дошкольного возраста в процессе организации тематических дней (недель) в условиях дошкольной организации» (2019г.)

Опыт представлен:

• в научно-методическом журнале «Народное образование Республики Мордовия» (2017г.);

• в научно-методическом журнале «Народное образование Республики Мордовия» (2019г.);

Материалы из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста размещены на сайтах:

• httr://www.maaam.ru/users/elena2014god

http://nsportal.ru/mudretsova-elena-yurevna.

Список литературы.

1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М. : Перспектива, 2011. - 310 c.

2. Акинина Т. М., Степанова Г. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста - М. : Перспектива, 2012. - 248 c.

3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. -Волгоград: Учитель, 2008. – 43 с.

4. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство - Пресс», 2018.- 192с.

5. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - М: Сфера, 2006. - 192 с.

6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.

7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Работа в ДОУ: Воинская слава России; Русская матрешка; Городская и сельская природа и др. : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

8. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине :

насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева

// Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 90-94.

9. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : «Детство - Пресс», 2016.- 288с.

10. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.

Опыт работы воспитателя Мудрецовой Е. Ю.

проверен: 29.09.2019 17:47:40 https://users.antiplagiat.ru

оригинальность заимствования цитирования

70,01% 29,99% 0%

Публикации по теме:

День Победы в детском саду. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастаДень Победы в детском саду. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста .

Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста Цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста (младшей группы) патриотических отношений и чувств к.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к традициям и обычаям Кубани Слайд №1,2 Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на.

Формирование нравственно-патриотических представлений у детей дошкольного возраста через речевое развитие Презентация на тему: «Формирование нравственно- патриотических представлений у детей дошкольного возраста через речевое развитие (на примере.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условияхФормирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. (Из опыта работы музыкального руководителя Харитоновой М. С. МАДОУ №10.

Папка по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории» План самообразования "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного.

План самообразования «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы Изучение методической литературы 01.09.2016г. -20.05.2017г. Повышение знаний, сбор материала,.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой Родины Рабочая образовательная программа по дополнительной деятельности Внеурочное занятие по теме: «Формирование гражданско-патриотических чувств.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 21:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мудрецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД