Наталья Ярушина
Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
Сергей Михалков
В современном обществе, когда технический и информационный прогрессы берут верх над человеческими ценностями, особое внимание следует уделять духовно-нравственному, патриотическому и культурному воспитанию. Начинать трудоемкую работу по вышеперечисленным направлениям, на мой взгляд, следует уже в дошкольном возрасте, поскольку чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому, к традициям русского народа, гордости за свой народ, город, страну – довольно многогранные чувства, которые закладываются у ребенка постепенно, начиная с самого малого: с семьи и родных для ребенка мест. Очень важно вести работу с детьми любого возраста, однако сложность на пути к поставленной цели заключается в том, что дошкольники усваивают качественнее информацию, когда есть зрительный, слуховой и тактильный контакты. Для эффективной, качественной и продуктивной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать музей «Русская изба».
Публикация «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Создание музея в стенах детского учреждения (далее – ДОУ) – кропотливая и сложная работа ввиду возрастных особенностей будущих посетителей и отсутствия отдельного помещения для создания музейной среды. Однако желание вовлечь детей в образовательный процесс, дать возможность прикоснуться к старине, воздействовать на их эмоциональную сферу оказалось сильнее всяких организационных трудностей. Важной особенностью при создании музея в ДОУ является активное участие ребенка и его семьи в сборе музейных экспонатов. В отличии от музеев вышестоящих уровней в музее детского сада трогать экспонаты не только можно, но и нужно, это вызывает у ребенка положительные чувства и желание возвращаться в музей! Работа по созданию музея включала в себя следующие этапы:
I этап – подготовительный;
II этап – практический;
III этап – презентационный (деятельностный).
На подготовительном этапе было определено месторасположение музея, его тематика, проведена работа с родителями (анкетирование по их заинтересованности в создании и развитию музея, также была определена группа активных педагогов, которые стали курировать работу нашего музея.
Второй этап – практический – самый кропотливый и масштабный, так как предстоял сбор исторических материалов, обработка экспонатов, их оформление и сортировка по экспозициям. Следует отметить, что часть работы была выполнена с детьми, это заинтересовало их и послужило стимулом для дальнейших посещений музея ДОУ.
Третий этап – заключительный, но не имеющий сроков, поскольку он включает в себя непосредственно работу музея : оформление и организация выставок, проведение экскурсий и тематический мероприятий. С начала официального открытия экспозиций дошкольники всех возрастных категорий нашего ДОУ начали посещать музей, каждый визит – «буря» эмоций, новые знания и мотивация вернуться сюда, чтобы снова приблизиться к традициям русского народа, окунуться в русский быт, путешествовать во времени!
Наш музей представлен следующими экспозициями: «Русская изба», «Посудная лавка». Каждая экспозиция полна информации для ребят-дошкольников, дети задают вопросы, интересуются прошлым и с удовольствием делятся полученной информацией с родителями. В разработке уголок, посвященный военной тематике. Несмотря на то, что музей открылся меньше 2 лет назад, уже прошло множество мероприятий.
В музейной педагогике у детей дошкольного возраста я использую разнообразные виды деятельности:
Экскурсия
Игры-развлечения
Исследовательская деятельность
Занятия с элементами игры
Творческие мастерские
Игры-путешествия
Интеллектуально-творческие игры
Продуктивная деятельность
Театрализованные игры
Возможность смены экспозиции
Самый распространенный - это экскурсии, которые дают детям возможность путешествовать во времени, окунуться в быт наших предков, ребята узнают историю наших предков. Для закрепления материала, услышанного во время экскурсии, с ребятами проводятся викторины. Дети с удовольствием и интересом отгадывают загадки, называют предметы быта и отвечают на вопросы воспитателя. Для наиболее эффективной работы музея мы привлекаем родителей, которые пополняют музейный фонд, оставляя «часть истории» своей семьи в стенах детского сада. Дети активно обсуждают новые экспонаты и, конечно, гордятся тем, что именно его семья принимает участие в пополнении музея.
В рамках музейной деятельности ко Дню Победы совместно с воспитанниками, родителями и воспитателем был оформлен стенд «Бессмертный полк», на котором все желающие поместили фотографию своего героя. В целях воспитания чувств патриотизма, гордости за свою Отчизну, за солдат, подаривших нам мирное небо. Каждый ребенок выразил слова благодарности Ветеранам Великой Отечественной войны.
В работе нашего музея часто можно встретить игровую деятельность. Игры развлечения, приуроченные к праздникам, запоминаются детям надолго. Например, 7 апреля, в честь праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, с воспитанниками было проведено тематическое развлечение, на котором они познакомились с традициями и обычаями великого праздника христиан. Ребята делали из соленого теста птичек, раскрашивали их и играли в русские народные игры. Не остался без внимания и праздник Светлой Пасхи: мероприятия, проведенные к Христову воскресенью, были направлены на сплочение коллектива, а также формирование семейных традиций. Родителям и ребятам предлагалось посетить Храм, освятить пасхальные куличи и яйца, поставить свечу за здоровье. Несомненно, дети, посетившие церковь, остались под впечатлением и с удовольствием рассказывали об этом сверстникам и педагогам!
Ребята очень полюбили игры – путешествия. Этот увлекательный вид игровой деятельности помогает окунуться дошкольникам в атмосферу прошлых лет, почувствовать себя жителем русской избы или квартиры послевоенного времени. Путешествовать во времени в прошедшем учебном году нам помогали костюмы, которые ребята с большим удовольствием примеряли на себя. В процессе путешествий дети изучали предметы одежды, быта, знакомились с декоративно-прикладным творчеством, учились сравнивать прошлое и настоящее, ценить и беречь предметы старины.
В своей практике я применяю театральную деятельность. Например, воспитанники старшей группы делали инсценировку «Жизнь в русской избе» : ребята познакомились с традициями и бытом русского народа, девочки попробовали себя в роли крестьянской женщины: качали колыбель, увидели, как работает прялка, мальчики – узнали, как надо плести лапти, увидели, как топили печь и попробовали колоть дрова имитированным топором. Дети также узнали, как проводились вечера на Руси. Задачами были формирование трудолюбия, чувства заботы о ближнем, воспитание семейных традиций, в конечном итоге, данная деятельность дала представление не только о русском быте, но и о крепкой семье, что очень важно, поскольку без крепкой семьи не будет крепкого государства.
Для того, чтобы вызвать положительные эмоции и душевный подъем у маленьких посетителей, а также желание вернуться в музей, мы в течение учебного года проводили встречи в формате «посиделок». Ребята с интересом слушали музыкальные композиции на гармони, танцевали под «волшебные» мелодии гармони послевоенного времени и с удовольствием играли на деревянных ложках. На музыкальных встречах дети знакомились с историческими песнями, мелодиями, народными играми, потешками и закличками. Узнавать «музыкальные корни» наших предков очень здорово!
Мною было принято решение проводить тематические мастер классы: изготовление свистулек, глиняных игрушек, кукол-обережек, игрушек из соленого теста. Эта деятельность не только способствовала сплочению детского коллектива, но и развивала и продолжает развивать воображение, мелкую моторику, стимулирует творческую активность. Вместе с тем, дети, знакомясь с подобными игрушками, испытывают любовь к национальным традициям, природе и рукоделию.
Кроме того, создана картотека по русским народным играм, разработаны комплекты дидактических игр по следующим темам: «Русская изба», «Традиции русского народа», «Куклы-обережки».
Занимательным видом работы нашего музея являются передвижные выставки, которые ребята с нетерпением ждут. Например, ко Дню победы была организована передвижная выставка «Война. Победа. Память», доступная для сотрудников и воспитанников сада. Для детей старшей группы была проведена экскурсия по тематике организованной выставки, где они узнали о героических подвигах солдат и животных во время войны.
Работая с детьми в рамках музейной педагогики, я могу уверенно сказать, что создание музея в дошкольном образовательном учреждении – это эффективное средство не только нравственно-патриотического воспитания, но и социального. Музейное дело значительно обогащает образовательный процесс, сближает воспитателей, детей и их родителей, а как известно, только совместная постоянная работа может дать плоды.
Все мероприятия, проводимые в рамках тематического планирования музея «Русская изба» нацелены на воспитание у детей любви и уважения к традициям, обычаям, культуре Уральского края, истории России, знакомят детей с семейным укладом прошлых лет, учат заботиться и беречь прошлое не только в материальной, но и духовной среде.
Несмотря на то, что музей «Русская изба» открылся только в январе 2021года, мы уже видим, как кропотливая и слаженная работа дает положительный результат: у воспитанников появился интерес к изучению русской народной культуры, к истории родного края и страны, военным событиям, дети понимают значимость подвигов наших предков, относятся к ним уважительно и гордо. Нельзя не согласиться, с высказыванием Сухомлинского, который говорил: «В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь».
Библиографический список
1. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – М. : Учитель, 2020 г.
2. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб. 2007.
3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Вып. 52 / Под ред. А. Б. Заес и Л. Е. Янбых – М., 2019. – 106 с.
4. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007.