Папки-передвижки

Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста (6 фото)

Наталья Ярушина
Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

Сергей Михалков

В современном обществе, когда технический и информационный прогрессы берут верх над человеческими ценностями, особое внимание следует уделять духовно-нравственному, патриотическому и культурному воспитанию. Начинать трудоемкую работу по вышеперечисленным направлениям, на мой взгляд, следует уже в дошкольном возрасте, поскольку чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому, к традициям русского народа, гордости за свой народ, город, страну – довольно многогранные чувства, которые закладываются у ребенка постепенно, начиная с самого малого: с семьи и родных для ребенка мест. Очень важно вести работу с детьми любого возраста, однако сложность на пути к поставленной цели заключается в том, что дошкольники усваивают качественнее информацию, когда есть зрительный, слуховой и тактильный контакты. Для эффективной, качественной и продуктивной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать музей «Русская изба».

Темочки:

Создание музея в стенах детского учреждения (далее – ДОУ) – кропотливая и сложная работа ввиду возрастных особенностей будущих посетителей и отсутствия отдельного помещения для создания музейной среды. Однако желание вовлечь детей в образовательный процесс, дать возможность прикоснуться к старине, воздействовать на их эмоциональную сферу оказалось сильнее всяких организационных трудностей. Важной особенностью при создании музея в ДОУ является активное участие ребенка и его семьи в сборе музейных экспонатов. В отличии от музеев вышестоящих уровней в музее детского сада трогать экспонаты не только можно, но и нужно, это вызывает у ребенка положительные чувства и желание возвращаться в музей! Работа по созданию музея включала в себя следующие этапы:

I этап – подготовительный;

II этап – практический;

III этап – презентационный (деятельностный).

На подготовительном этапе было определено месторасположение музея, его тематика, проведена работа с родителями (анкетирование по их заинтересованности в создании и развитию музея, также была определена группа активных педагогов, которые стали курировать работу нашего музея.

Второй этап – практический – самый кропотливый и масштабный, так как предстоял сбор исторических материалов, обработка экспонатов, их оформление и сортировка по экспозициям. Следует отметить, что часть работы была выполнена с детьми, это заинтересовало их и послужило стимулом для дальнейших посещений музея ДОУ.

Третий этап – заключительный, но не имеющий сроков, поскольку он включает в себя непосредственно работу музея : оформление и организация выставок, проведение экскурсий и тематический мероприятий. С начала официального открытия экспозиций дошкольники всех возрастных категорий нашего ДОУ начали посещать музей, каждый визит – «буря» эмоций, новые знания и мотивация вернуться сюда, чтобы снова приблизиться к традициям русского народа, окунуться в русский быт, путешествовать во времени!

Наш музей представлен следующими экспозициями: «Русская изба», «Посудная лавка». Каждая экспозиция полна информации для ребят-дошкольников, дети задают вопросы, интересуются прошлым и с удовольствием делятся полученной информацией с родителями. В разработке уголок, посвященный военной тематике. Несмотря на то, что музей открылся меньше 2 лет назад, уже прошло множество мероприятий.

В музейной педагогике у детей дошкольного возраста я использую разнообразные виды деятельности:

Экскурсия

Игры-развлечения

Исследовательская деятельность

Занятия с элементами игры

Творческие мастерские

Игры-путешествия

Интеллектуально-творческие игры

Продуктивная деятельность

Театрализованные игры

Возможность смены экспозиции

Самый распространенный - это экскурсии, которые дают детям возможность путешествовать во времени, окунуться в быт наших предков, ребята узнают историю наших предков. Для закрепления материала, услышанного во время экскурсии, с ребятами проводятся викторины. Дети с удовольствием и интересом отгадывают загадки, называют предметы быта и отвечают на вопросы воспитателя. Для наиболее эффективной работы музея мы привлекаем родителей, которые пополняют музейный фонд, оставляя «часть истории» своей семьи в стенах детского сада. Дети активно обсуждают новые экспонаты и, конечно, гордятся тем, что именно его семья принимает участие в пополнении музея.

В рамках музейной деятельности ко Дню Победы совместно с воспитанниками, родителями и воспитателем был оформлен стенд «Бессмертный полк», на котором все желающие поместили фотографию своего героя. В целях воспитания чувств патриотизма, гордости за свою Отчизну, за солдат, подаривших нам мирное небо. Каждый ребенок выразил слова благодарности Ветеранам Великой Отечественной войны.

В работе нашего музея часто можно встретить игровую деятельность. Игры развлечения, приуроченные к праздникам, запоминаются детям надолго. Например, 7 апреля, в честь праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, с воспитанниками было проведено тематическое развлечение, на котором они познакомились с традициями и обычаями великого праздника христиан. Ребята делали из соленого теста птичек, раскрашивали их и играли в русские народные игры. Не остался без внимания и праздник Светлой Пасхи: мероприятия, проведенные к Христову воскресенью, были направлены на сплочение коллектива, а также формирование семейных традиций. Родителям и ребятам предлагалось посетить Храм, освятить пасхальные куличи и яйца, поставить свечу за здоровье. Несомненно, дети, посетившие церковь, остались под впечатлением и с удовольствием рассказывали об этом сверстникам и педагогам!

Ребята очень полюбили игры – путешествия. Этот увлекательный вид игровой деятельности помогает окунуться дошкольникам в атмосферу прошлых лет, почувствовать себя жителем русской избы или квартиры послевоенного времени. Путешествовать во времени в прошедшем учебном году нам помогали костюмы, которые ребята с большим удовольствием примеряли на себя. В процессе путешествий дети изучали предметы одежды, быта, знакомились с декоративно-прикладным творчеством, учились сравнивать прошлое и настоящее, ценить и беречь предметы старины.

В своей практике я применяю театральную деятельность. Например, воспитанники старшей группы делали инсценировку «Жизнь в русской избе» : ребята познакомились с традициями и бытом русского народа, девочки попробовали себя в роли крестьянской женщины: качали колыбель, увидели, как работает прялка, мальчики – узнали, как надо плести лапти, увидели, как топили печь и попробовали колоть дрова имитированным топором. Дети также узнали, как проводились вечера на Руси. Задачами были формирование трудолюбия, чувства заботы о ближнем, воспитание семейных традиций, в конечном итоге, данная деятельность дала представление не только о русском быте, но и о крепкой семье, что очень важно, поскольку без крепкой семьи не будет крепкого государства.

Для того, чтобы вызвать положительные эмоции и душевный подъем у маленьких посетителей, а также желание вернуться в музей, мы в течение учебного года проводили встречи в формате «посиделок». Ребята с интересом слушали музыкальные композиции на гармони, танцевали под «волшебные» мелодии гармони послевоенного времени и с удовольствием играли на деревянных ложках. На музыкальных встречах дети знакомились с историческими песнями, мелодиями, народными играми, потешками и закличками. Узнавать «музыкальные корни» наших предков очень здорово!

Мною было принято решение проводить тематические мастер классы: изготовление свистулек, глиняных игрушек, кукол-обережек, игрушек из соленого теста. Эта деятельность не только способствовала сплочению детского коллектива, но и развивала и продолжает развивать воображение, мелкую моторику, стимулирует творческую активность. Вместе с тем, дети, знакомясь с подобными игрушками, испытывают любовь к национальным традициям, природе и рукоделию.

Кроме того, создана картотека по русским народным играм, разработаны комплекты дидактических игр по следующим темам: «Русская изба», «Традиции русского народа», «Куклы-обережки».

Занимательным видом работы нашего музея являются передвижные выставки, которые ребята с нетерпением ждут. Например, ко Дню победы была организована передвижная выставка «Война. Победа. Память», доступная для сотрудников и воспитанников сада. Для детей старшей группы была проведена экскурсия по тематике организованной выставки, где они узнали о героических подвигах солдат и животных во время войны.

Работая с детьми в рамках музейной педагогики, я могу уверенно сказать, что создание музея в дошкольном образовательном учреждении – это эффективное средство не только нравственно-патриотического воспитания, но и социального. Музейное дело значительно обогащает образовательный процесс, сближает воспитателей, детей и их родителей, а как известно, только совместная постоянная работа может дать плоды.

Все мероприятия, проводимые в рамках тематического планирования музея «Русская изба» нацелены на воспитание у детей любви и уважения к традициям, обычаям, культуре Уральского края, истории России, знакомят детей с семейным укладом прошлых лет, учат заботиться и беречь прошлое не только в материальной, но и духовной среде.

Несмотря на то, что музей «Русская изба» открылся только в январе 2021года, мы уже видим, как кропотливая и слаженная работа дает положительный результат: у воспитанников появился интерес к изучению русской народной культуры, к истории родного края и страны, военным событиям, дети понимают значимость подвигов наших предков, относятся к ним уважительно и гордо. Нельзя не согласиться, с высказыванием Сухомлинского, который говорил: «В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь».

Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Только тот кто любит ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением может любить Родину узнать её стать подлинным патриотом Для эффективной качественной и продуктивной работы по духовно нравственному Воспитание детей Материалы для педагогов воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать музей Русская изба Темочки Воспитание детей

Библиографический список

1. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – М. : Учитель, 2020 г.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб. 2007.

3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Вып. 52 / Под ред. А. Б. Заес и Л. Е. Янбых – М., 2019. – 106 с.

4. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2021 в 23:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ярушина (УИ 2621958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД