инна наумова
Виммельбух как инструмент развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Виммельбух как инструмент развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Публикация «Виммельбух как инструмент развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Однако, в настоящее время, развитие речи – это бесспорно, бич современности. Наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело даётся обучение в школе. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят, не могут подобрать нужных слов из - за бедности лексического словаря речи, простые, невыразительные предложения.
Кроме того, наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, интернет- программ.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, воображением, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», в связи с этим одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка и так далее зависит успешность деятельности ребенка, его принятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она более пластична. Следовательно, все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и др. По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышления, воображения, памяти, внимания и эмоций.
Однако, описывая характерные особенности речи детей с ОНР, многие авторы акцентируют внимание на своеобразии развития психических процессов у детей данной категории. Отмечается проблемы с памятью, недостаточная устойчивость внимания, ограниченны возможности его распределения.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. В решении всех этих задач связующим звеном является развитие связной речи, так как эта задача аккумулирует в себе все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую, как завершающий этап развития речи.
Учитывая все указанные особенности перед педагогами встаё т вопрос: " Как сделать процесс развития связной речи детей не только плодотворным, но и интересным, увлекательным?
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Принимая во внимание эту особенность детей, а именно преобладание зрительно-образной памяти, в своей работе для развития связной речи детей с ОНР мы решили использовать такое средство как Виммельбух.
Виммельбух – это книга с картинками без текста, благодаря этой особенности, составление рассказов по картинкам замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас. Связная речь – главный показатель умственного развития и общего кругозора любого дошкольника, средство общения со сверстниками, необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.
В свою очередь главной задачей развития связной речи детей с ОНР является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине. Зачастую такие формы работы с детьми оказываются сложными для них, однообразными и скучными.
Особенность книг жанра Виммельбух заключается в одномоментном изображении большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развёрнутых сюжетных линий и окружающей действительности, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы до последней. Отвечая на вопрос "почему именно виммельбух?", - Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребёнка процессом познания, так как он читает её по картинкам, а значит является ведущим, "главным".
Таким образом цель работы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством виммельбуха.
Сформулировали задачи:
- обучать детей оставлению рассказов по картинке;
- формировать навыки сознательного и сосредоточенного изучения;
- способствовать расширению объема и активизации словаря, пониманию значения слова;
- развивать психические процессы (речь, внимание, память, мышление,
- развивать умение формировать своё отношение к увиденному.
Технология «Виммельбух» предполагает поэтапную работу с картинкой.
На первом этапе мы рассматриваем книгу, говорим в чем ее особенность, чем она отличается от других книг.
Далее - играем с книгой. Причём игровые задания, предлагаемые детям, очень разнообразны и многоплановы.
Например, игра "Искалочки", когда дети ищут заданный предмет. На данном материале учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия (по величине, цвету, качествам, находить). Знакомим с обобщающими понятиями (животные, птицы, игрушки, одежда) и учим употреблять их в речи. Данный материал также способствует формированию глагольного словаря и словаря прилагательных с помощью игр «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «О ком я говорю?», «Скажи, какая, какой», также автоматизации звуков («Найди все рычащие слова, или слова, в которых слышится шипение» и т. д.).
С помощью таких игр дети тренируется в счете («Посчитай сколько собак нарисовано» и т. д., в ориентировке на плоскости (Найди предмет по инструкции : «Он находится в верхнем левом углу» и т. д.)
В своей практике мы также используем задания «Обведи и нарисуй» развивают мелкую моторику, с их помощью дети легко и с удовольствием учатся рисовать.
Такая игра как "Окошечко - Искалочки", позволяет целенаправленно присмотреться к деталям, которые помогают придумывать новые сюжетные ходы для истории.
Поскольку развитие связной речи предполагает развитие как монологической так и диалогической речи, мы активно включаем детей в диалог, использую игровое задание "Журналист", когда один ребёнок принимает на себя роль журналиста, а другой, отвечает на вопросы журналиста от имени персонажа. Педагог использует такие приёмы как добавление, пояснение, возражение и учит этому детей.
Как писал великий чешский педагог Я. А. Коменский, «. слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте – вещь, как предмет познания и речи». Органы внешних чувств – орудие познания – в развитии речи играют важнейшую роль. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. У детей с нарушениями речи, как правило, нет стремления к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевают ощупывающими движениями. Один из основных способов коррекции – специально подобранные игры, в которых приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия. В связи с этим используем методику разработанной И. М. Мурашковской. Данная методика направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы.
Например, такие приёмы как "подзорная труба", "волшебные наушники", "найди пару" активизирует процесс восприятия изображенного на картине различными органами чувств.
На следующем этапе мы мотивируем ребенка к созданию собственной истории. Выбор форм и методов работы на данном этапе зависит от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Разглядывая картинки вместе с детьми, предлагаем им придумывать истории из жизни героев, сочинять совместные истории по цепочке (в малых подгруппах). Сначала сочиняем небольшую историю сами, потом придумываем начало, и просим ребенка продолжить историю с опорой на Виммельбух.
После чего предлагаем ребёнку самостоятельно выбрать главного героя и придумать про него историю. Конечно, не все дети могут сразу придумать историю. Мы им помогаем, задаем наводящие вопросы, подсказываем.
С помощью вопросов (почему? откуда? зачем? что произошло дальше? что было до этого) дети выстраивает сюжетную линию. Данные вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картинку, требуют сопоставления фактов, необходимость сделать вывод. Они требуют развернутых, а не кратких ответов, поэтому способствуют развитию речи детей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей помогут решить не только развивающие задачи (социально-личностного характера, но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.
На последнем этапе зарисовываем свои истории и объединяем их в сборник историй.
В своей работе активно используем не только книги, но и созданные своими руками одностраничные Виммельбухи для подгрупповой работы, где показан один день. Наша библиотека постоянно пополняется.
В ней имеются тематические Виммельбухи, по темам: "Лето", "Осень", "Зима", "Весна", "Город", "Парк", "Космос" и т. д. Такие Виммельбухи как нельзя лучше способствуют обогащению словаря по лексическим темам и развитию связной речи. В таких Виммельбухах происходит интеграция познавательного и речевого развития, так как ребёнок получает информацию и в итоге составляет рассказ, например, о жизни медведя осенью и т. д.
Принимая во внимание мнение многих учёных, о том что речь неотделима от мышления и что, развивая мыслительные процессы, мы влияем на развитие речи, мы создаём Виммельбухи с детективным сюжетом, где дети становятся сыщиками и ведут своё расследование, устанавливая причинно- следственные связи ( например: куда исчез снеговик? или куда пропадает по ночам солнце) .
Так, использование технологии "Виммельбух" предполагает применение разнообразных приёмов и методик для ознакомления с картинкой, что значительно облегчает детям поиск сюжетных линий, а также создание ситуации выбора и проявления детской инициативы в соответствии с интересами и жизненным опытом, что является основополагающим принципом ФГОС. Ребёнок может сам находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем, первооткрывателем.
Как показывает наша практика, использование технологии "Виммельбух" в развитии связной речи приносит свои плоды. Применение данной технологии демонстрирует лучшие результаты, нежели обучение пересказу на слух. К тому же детям очень нравится составлять истории по таким картинкам. Конечно, в дальнейшем дети пойдут в школу и им все равно придется все делать на слух, но детям с ОНР научиться с помощью картинок это делать гораздо проще.
Таким образом, в умелых руках педагога книжный жанр "Виммельбух", становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС, которая позволяет более успешно решать вопросы в развитии речи, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес у детей.