Наталья Пшигошева
Проектная деятельность в подготовительной группе «Готовимся к школе, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в подготовительной группе
«Готовимся к школе, играя!»
Проблема:
В настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Готовимся к школе, играя!“» размещена в разделах
Это объясняется тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Готовность к школе – это социально - коммуникативные предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Сроки реализации:
Декабрь – Апрель
Вид проекта :
Игровой, долгосрочный, групповой.
Участники:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, педагог-психолог.
Обоснование проекта :
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. А так как в дошкольном детстве нет для детей ничего более близкого, понятного и приятного чем игра, то и подготовка эта должна идти через игру.
Актуальность:
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть
не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Так как в дошкольном детстве все же ведущей деятельностью является игра, то нам видится, что более комфортно для детей можно подготовить их к школе с помощью игровых технологий.
Новизна: Разработка такой модели игровых технологий, с помощью которой можно подготовить детей к школе.
Цель: Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом с помощью игровых технологий.
Задачи:
Образовательные: создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
знакомство детей со школой и профессией учителя в сюжетно-ролевых играх;
Развивающие: Развитие психологических функций необходимых для обучения в школе через дидактические и сюжетно-ролевые игры;
Укрепление физического и психического здоровья через спортивные и подвижные игры;
Воспитательные: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Этапы работы:
I этап – организационно-подготовительный :
Постановка проблемы – «Как «комфортно» подготовить детей к школе?»;
• Изучение литературы по теме;
• Подготовка предметно-пространственной среды;
II этап – рефлексивно-диагностический:
• Выявление уровня мотивационной готовности детей к школе;
• Анкетирование родителей.
III этап – практический:
Реализация проекта через :
• Сюжетно-ролевые игры;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Продуктивную деятельность;
• Работу с родителями.
Получение продукта проекта – изготовление альбома «Какой я вижу школу»;
Фотовыставка «Скоро в школу мы пойдем!»
IV этап - заключительный:
• Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе?»
• Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (родители с детьми)
• Фотолента «Скоро в школу мы пойдем»
• Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу»
• Презентация проекта ;
• Анализ проекта.
• Ожидаемые результаты:
• мотивация на учебу;
• развитие произвольности;
• сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
• развитие пространственных представлений;
• развитие познавательных процессов;
• проявление самостоятельности.
Перспективное планирование проектной деятельности
1-й этап – организационно-подготовительный
№ Мероприятия Сроки Результат
С педагогами
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала 1-2 неделя декабря Повышена компетентность педагогов по теме
С воспитанниками
Постановка проблемы «Как «комфортно» подготовиться детям к школе?» 1-2 неделя декабря У детей определен интерес к предстоящей деятельности.
Разработка содержания проекта 1-2 неделя декабря Определены основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
Подготовка предметно-пространственной среды Декабрь Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры.
С родителями
Знакомство родителей с предстоящим проектом. 1-2 неделя декабря Вызван интерес к предстоящей деятельности.
2-й этап – рефлексивно-диагностический
№ Мероприятия Сроки Результат
С педагогами
Выявление предполагаемых затруднений 2-3 неделя декабря Определены предполагаемые трудности.
С воспитанниками
«Интервью» с детьми – «Что такое школа?» 2-3 неделя декабря Определен уровень психологической готовности детей к школе.
С родителями
Анкетирование родителей «Что такое готовность к школе?» 2-3 неделя декабря Определен уровень компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школе.
3-й этап – практический
№ Образовательная область Мероприятия Сроки Результат
С педагогами
1 Консультация «Как «комфортно» подготовить детей к школе» 2-я неделя января Повышена компетентность педагогов по теме.
С воспитанниками
1 Социально-коммуникативное развитие Инсценировка «Правила поведения в школе»
Создание проблемной ситуации – «Тебя зовут баловаться на перемене»;
«Идет урок, а тебе хочется поиграть» январь - 1-я неделя февраля Умеют изменять ролевое действие по ходу реализации игры.
2 С/ р игры: «Школа» :Сюжеты – «Учитель ведет урок – дети выполняют его задания»;Звенит звонок – перемена»;
«Завуч распределяет расписание занятий»;«Библиотека» Дети могут самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Умеют творчески развивать сюжеты игры.
3 Настольные игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления, графические диктанты. В игровом взаимодействие развитие навыков учебной деятельности.
4 Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Дети через игровое взаимодействие имеют опыт ведения дискуссий на различные темы.
5 Ролевая игра «Хитрый гном»Создание проблемной ситуации – «Надо найти такое же изображение, которое гном показывает на короткое,время» Через игру развита память, зрительное внимание ребенка.
1 Познавательное развитие Экскурсия в школу Дети знакомы со школой
2 Презентация: «Школа прошлого и настоящего» С помощью компьютерных технологий дети имеют возможность «окунуться» в прошлое.
3 Конструирование «Моя школа» Дети через продуктивную деятельность имеют возможность выразить свои представления о школе.
1 Речевое развитие Беседа:
Кто такие первоклассники? Через художественное слово расширение знаний о школе.
2 Составление монологического рассказа – «Почему я хочу учится в школе?»
3 Каким будет мой первый день в школе? (фантазийный рассказ)
4 Анализ и заучивание пословиц
5 Чтение художественной литературы:В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованнаябуква»,«Удивительный день»А. Барто «В школу»
Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»Н. Носов «Фантазёры»
В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»Ю. Коваль «Нулевой класс»
В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»
1 Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Что я возьму в школу» январь - 1-я неделя февраля В продуктивной деятельности закреплены знания о школе, школьных принадлежностях.
2 Лепка «Самый красивый портфель»
3 Рисование «Моя будущая учительница»
1 Физическое развитие Беседа: «Мой режим дня».
«Как мы закаливаемся»
«Сильные и ловкие»
П/и «Кто скорее соберет», «Кто дальше бросит» и т. д. январь - 1-я неделя февраля Развитие двигательных умений и укрепление здоровья.
С родителями
1 Консультация:
«Готовность ребенка к школе» январь - 1-я неделя февраля Повышена компетентность родителей по вопросам развития ребенка.
2 Фотовыставка «Мама с папой тоже были первоклассниками» Родители могут понятьпсихолог. ческое состояние своегоребенка через свои воспоминания.
3 Семинар-практикум «Играя, готовимся к школе» Родители имеют представления об игровых способах подготовки детей к школе.
4 Рекомендации для родителей «Как в игре научить ребенка «учиться»». Повышена компетентность родителей по вопросам развития волевых качеств и предпосылок учебной деятельности.
5 Презентация на родительском собрании «Как мы «шли» к школе» Родители могут сравнить своих детей в разном возрасте.
4-й этап - заключительный
№ Мероприятия Сроки Результат
С воспитанниками
1 Фотолента «Скоро в школу мы пойдем» 2-я - 4-я неделя февраля Представлен результат работы над проектом.
2 Представление продукта проекта – альбом «Какой я вижу школу» 2-я - 4-я неделя февраля Дети имеют возможность выразить свои представления о школе
С родителями
1 Анкетирование родителей «Что вы знаете о подготовке детей к школе» Март Определен уровень усвоенных родителями знаний по теме проекта.
2 Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Апрель Родители и дети имеют опыт совместнойдеятельности. Родители имеют представления об интеллектуальныхспособностей своих детей
Обеспечение проекта :1. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.2. ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
3. Интернет ресурсы.