ГАЛИНА СЕРЖАНТ
Проект «Удивительный мир игры» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительный мир игры»
Паспорт проекта
Вид проекта – творческо-игровой.
Актуальность проекта
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов.
Темочки:
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Цели проекта
• Развивать игровые навыки детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
• Использование игры в воспитательных целях;
Задачи проекта
1. Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.
2. Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.
3. В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий
5. Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
Предполагаемый результат
• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Методы реализации проекта
I-этап - подготовительный, включает в себя:
• Определение целей и задач проекта;
• Изучение литературы, авторских методик;
• Диагностика уровня развития творческой активности детей и взаимоотношений в коллективе;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта.
В рамках подготовительного этапа проводиться диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
II-этап –основной, включает:
Непосредственную реализацию проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Перспективное планирование реализации проекта в группе :
I - Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).
II - Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
1. Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
2. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
3. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
III - Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
III-этап – заключительный.
Предварительная работа с детьми
• беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
• загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
• чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А. Барто, «Айболит» К. Чуковского, «Мойдодыр»;
• пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»
Работа с родителями
• Рекомендации «Играйте вместе с ребенком».
Ожидаемые результаты
• Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
• Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
• Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
• Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
• Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
• Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей;
• Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.
План реализации проекта
Тема проекта «Семья» «Магазин» «Зоопарк» «Больница»
Работа с детьми Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Беседа о членах семьи детей.
Загадки о семье. Рассматривание иллюстраций на тему «Продукты», «Овощи, фрукты»
Д/ и : «Разложи овощи и фрукты»
Рисование: «Фрукты». Чтение стихотворения А. Барто «Мы в зоопарке»
Конструирование клетки для животных.
Сказка К. Чуковского
«Айболит»
Обыгрывание ситуации «На приеме у врача»
Работа с родителями Рекомендация «Прогулка вместе с ребенком» Консультация: «Роль игрушек в детских играх» Беседа с детьми : «О жизни зверей». Консультация:10 заповедей здоровья
Приложение 1
Беседа «Моя семья»
средняя группа
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.
Ход беседы
Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: Семья
Воспитатель: Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого человека должна быть семья, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живёте в семье. Кто хочет рассказать о своей семье?
Рассказы детей о своей семье.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие получились рассказы.
А ну-ка показали все свои ладошки и вспомним пальчиковую игру «Семья» Этот пальчик – папа, - (загибаем один пальчик)
Этот пальчик – мама, - (загибаем второй пальчик)
Этот пальчик – дедушка, - (загибаем третий пальчик)
Этот пальчик - бабушка, - (загибаем четвёртый пальчик)
Этот пальчик – я, - (загибаем пятый пальчик)
Это вся моя семья. – (загибаем и разгибаем все пальчики)
Правильно, ребята это вся ваша семья.
А как можно сказать ласково папа, мама, бабушка?
Проводится игра «Скажи ласково». Я бросаю вам мячик и называю члена семьи.
Бабушка – бабуля и т. д.
Предлагаю поиграть ещё в одну интересную в игру «Кто, что делает в семье». Я бросаю вам мячик и задаю вопрос : например: «Что делает мама, (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?», а вы подбираете подходящие слова (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, читает, смотрит телевизор и т. д.).
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья необходима каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге. Ребята, если кто желает, то можете нарисовать свою семью, а вечером подарить свои рисунки родителям.
Приложение 2
Загадки о семье
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без. (папы)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Приложение 2
Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».
Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в зимнее время года; медведь зимой спит в берлоге; еж свернулся в клубок в своей норке; у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти; зимующие птицы приближаются к жилью человека из-за нехватки пищи, насекомые спрятались под кору деревьев до весны; рыбы опустились на дно рек и озер.
Ход:
Воспитатель: Пришла на землю холодная зима. Часто идет снег, метет метель, воет вьюга. Люди надели теплую одежду. А что же происходит зимой в природе? Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.
Вопросы:
Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
Что их спасает от зимней стужи? От хищников? (Звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли их окрас). Не страшен ли им холод?
Чем питаются зимой белка, заяц?
Как лиса выслеживает зимой добычу?
Почему заяц меняет окрас своей шерсти и в какой цвет? Где он прячется? Чем питается?
Как проводит зиму еж?
Если тебе удалось побывать в лесу зимой и разыскать следы животных, расскажи об этом. (Показать следы животных на картинках и провести игру «Чей след?»
Как изменится образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются? (синицы, снегири, воробьи, голуби)
Где проводят зиму насекомые?
Как зимуют лягушки, рыбы?
Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой? Рыбам?
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей.
Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца и белки меняется окрас шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка
запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои клады. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежья корма в лесу зимой нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю
зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук, и еж в своей норке. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы. Лисы. Лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, глотает кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вещки, раскладывают сено, морковь, капусту, орехи, желуди. Делают кормушки для птиц.
Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят. Трудно бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбы часто погибают от его недостатки, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам, птицам.
Физкультминутка.
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет,
Стороной идет народ,
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень,
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся.
Воспитатель:
Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких)
Какие еще бывают животные? (Домашние)
Предлагаю поиграть в игру «Зоологическое лото». На карточках изображены животные. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается по 6 штук. Правила игры : положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нет нужной картинки, ребенок пропускает ход. Игра продолжается, карточки перемешивается.