Лядова Альбина
Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников.
Лядова Альбина Ивановна
Россия, г. Саров
e-mail : ds2s.albina.lyadowa@yandex.ru
Публикация «Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проект – продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, предметными, готовыми к применению. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. В нашем ДОУ работает авторский коллектив в составе педагогов и старших воспитателей: Козловой Е. Н., Киреевой Е. О., Лобановой Е. В., Лядовой А. И., Савиной Н. А., Симцовой Т. В., Шпагиной Л. С., который реализует долгосрочный познавательно-творческий практико-ориентированный групповой совместный проект для детей 5-7 лет «Создаем мультики сами».
Цель проекта: создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационных фильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной и плоскостной (песочной) технике.
Мы с детьми сняли и озвучили шесть мультфильмов, продолжительностью от 1 до 5 мин. Увлекательный метод, привлекающий внимание детей сам по себе, позволяет решать образовательные задачи, поставленные педагогом, эффективен вдвойне.
Процесс создания мультфильма – интересное, но кропотливое занятие, поэтому задача педагога заранее продумать нагрузку на детей, целесообразно работать с микрогруппами во второй половине дня.
Процесс создания мультфильмов делится на этапы :
1. Создание сценария.
Работа планируется в двух направлениях:
• можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей);
• можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество);
В это время проводится частичная работа в рамках ОД (знакомство либо уточнение-расширение-обобщение знаний, составление рассказа (сюжета мультика) по существующим традиционным методикам, в вечернее время воспитатель совместно с детьми изготавливает героев будущего мультфильма в соответствие со сценарием, обговаривают характерные их черты, как это можно передать через пластику, создают сцены-декорации, на которых будет происходить действие).
2. Раскадровка.
Этим этапом пренебрегать не следует, т. к. это своеобразный план вашего мультфильма, где вы, в карандаше, без акцента на эстетику, делаете для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрываете ваш фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). Бывает обидно, когда вы доходите до этапа монтажа, а у вас недостает какой-либо сцены. В результате, либо «провал» в видеодорожке, либо приходиться возвращаться к фотографированию.
3. Подготовка рабочего места и оборудования для фотосъемки.
Вам потребуются:
• цифровой фотоаппарат.
• Штатив (без штатива мультфильм не получается). Высота предпочтительна такая, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает.
• Освещение (я предпочитаю искусственное, оно постоянное, когда же используется фотовспышка или естественный свет – на кадрах заметны колебания).
• Стол, где будет располагаться сцена мультфильма. Желательно детский, чтобы детям было удобно управлять процессом передвигания и перекладывания героев и элементов сцен.
• Микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли (у меня микрофон стоит на рабочем столе рядом с компьютером, чтобы ребенок видел уже готовый мультик, ему так легче войти в образ, работая над интонацией, силой и высотой голоса, логическим ударением – у нас пока еще не все получается, но дети стремятся к улучшению своих результатов, в данной деятельности они слышат себя со стороны и критичнее относятся к своей речи).
4. Непосредственно съемочный процесс.
Здесь важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Фотографий приходится делать много (для короткого мультика в 1 мин – около 100 фото, для более продолжительного - 350-450 фото.
5. Монтаж отснятого материала (целиком работа взрослого).
Для этой цели используем один из наиболее простых видеоредакторов «Moviemaker», «VegasPro». Я освоила их быстро с помошью обучающего видео в ютьюбе. Лучше посмотреть там, и делать параллельно.
6. Озвучивание ролей.
Когда вся видеодорожка смонтирована, приступаем к подбору мелодий для фона, следующая звуковая дорожка – это реплики героев. Я записываю детей отдельно
(многократное повторение реплик, чтобы выбрать потом наиболее удачную – но без фанатизма, главное – не лишить ребенка радости от процесса, создаем для каждого героя свой файл. После этого начинается монтаж звука.
Пока наши мультфильмы – результат совместного творчества с достаточной помощью педагога.
Готовые продукты мы передаем в младшие группы, где воспитатели проводят свою работу по познавательному, речевому развитию и нравственному воспитанию детей.
Библиографический список
1. Асенин, С. В. Мир мультфильма : идеи и образы мультипликац. кино соц. стран / С. В. Асенин. – М: «Искусство», 1986. –287, [1] с. ,
2. Кириллова, Н. Мир уральской анимации / Наталья Кириллова // Кино Урала: от прошлого к будущему. – Екатеринбург: «Уральский рабочий»,2013, –407с. 3. Котеночкин, В. М. «Ну, Котеночкин, погоди!»/ В. М. Котеночкин. – М: «Алгоритм», 1999. –269 с.
3. Цикл: «О времени и о себе»). Мастера советской мультипликации : [сб. ст. ] / сост. Д. Н. Бабиченко. – М: «Искусство», 1972. –191 с.
4. «Энциклопедияотечественной мультипликации» /[сост. С. В. Капкова]. – М: «Алгоритм», 2006. –810 с., [12] л.