Елена Кургузова
Мастер-класс «Сказки как средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Сказки как средства познавательного развития дошкольников».
Цель:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки
для познавательного развития дошкольников.
Задачи:
расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития до школьников
Публикация «Мастер-класс „Сказки как средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.
привлечь педагогов к созданию проблемно-поисковых ситуаций по сказочному сюжету для решения программных задач по ОО «Познавательное развитие».
Оборудование: мультимедийный проектор, доска переносная
Раздаточный материал:
1. Кукольный театр "Русские народные сказки" ( куклы: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
2. Объёмный теремок.
3. Плоскостные изображения героев русской народной сказки "Теремок" (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
4. Сюжетные картинки из сказки «Теремок».
5. Картинки: теремок, дуб, берёза, мак, колокольчик, воробей, бабочка, ёж, жук, пень, гриб.
6. Сосуды для переливания воды, вата, бинт, салфетка бумага для сворачивания конуса.
7. Набор из геометрических фигур разных по цвету, размеру и форме.
8. Плоскостное изображение яблони и яблок из цветного картона (красные, жёлтые, зелёные).
9. Разноцветные цветы из цветного картона, разные по размеру с нарисованными героями сказки.
10. Мешочек тряпочный.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вводная часть.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей.
Презентация педагогического опыта.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Рассматриваемый мною в данном мастер-классе вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. Применяя сказки в своей работе с дошкольниками, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению
Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала. Для обучения детей с четырех-пяти лет рекомендуется использовать сказки с познавательным содержанием
. Выделяют принципы составления познавательной сказки : во-первых, содержательной
основой сказок является познавательная, а не развлекательная информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя — вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки. Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то, или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного. В работе с детьми старшего возраста по сказке «Почему Льдинка исчезла?» когда Льдинка неожиданно исчезла, её друзья Лялек и Пушок за помощью обратились к мудрой Сове. В сказке Сова помогает объяснить почему исчезла льдинка. я же предлагаю детям помочь героям сказки. – Даже мудрая Сова не смогла помочь друзьям. Ребята, а вы не можете сказать куда исчезла льдинка? –Что вы можете рассказать о льдинке, какая она? Возможна демонстрация льда, рассматривание его детьми. –А какой он на ощупь? - Что должно случиться чтобы он растаял? -Во что превратиться лед? –Когда на улице мы можем встретить льдинку? - Как называется время года, когда появляется льдинка … а исчезает? –Где дома может жить льдинка? и т. д. Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания (в сказке «Золушка», когда мачеха заставила Золушку измерить, сколько гречневой крупы в мешке фея знакомит главную героиню с одним из способов измерения сыпучих веществ «чашками», а чтобы не забыть сколько чашек пересыпано в другой мешок, откладывать камешки, в итоге получилось 13 чашек гречки). Я не даю готовых вариантов ответа, поэтому прежде чем с этой задачей справится фея, я предлагаю детям помочь Золушке. –Дети, а вы как считаете, чем можно измерить крупу? –А вспомните чем пользуется ваша мама, когда ей нужно измерить крупу, сахар или мука? –Как вы думаете для чего нужно измерять крупу? –Давайте попробуем сами измерить гречку в стаканах, ложках, чашках. Также могут прийти персонажи из других сказок «сказка в новом русле». Например, Золушка, когда бежала с бала в одной туфельке, встретила лесного эльфа, который попросил помочь ему добыть волшебный камень. Этот камень обладает магической силой. Детям предлагается выбрать из предложенных камней волшебный камень (проверяя его действие на металлическом ключе.) –Ребята, давайте рассмотрим этот магический камень. (детям предлагаются магниты разные по величине, формы, разной обработки). –Какой камень на ощупь? –Какая форма у твоего камня? – Теплый камень, или холодный? -а кто знает, как называется этот камень? –Какие предметы может притянуть магнит? – Ребята, а как вы думаете, если между предметом и магнитом положить лист бумаги, сможет магнит притянуть предмет? Одна и та же сказка может быть использована, как для детей младшего, так и старшего возраста с усложнением используемого материала. Так, например, в сказке "Три поросенка» с детьми младшего возраста мы можем закрепить счет до трех, обратить внимание на форму домиков. В начале я предлагаю детям рассмотреть домики. -Ребята как вы думаете в гости к какой сказке мы с вами пойдем? (на экране появляются три домика). Если дети дают не правильные варианты ответов, то предлагаю посчитать. – Сколько домиков мы видим? –В какой сказке персонажи строили домики? Затем предлагается рассмотреть домики. – Чем отличаются домики? –Что общего? –Какого цвета крыши домиков? Для детей младшего, среднего возраста как правило использую 34 задания по сказке, а в старшем возрасте количество заданий увеличивается. В старшем возрасте эту же сказку «Три поросенка «можно использовать для рассматривания материала, из которого изготовлены домики поросят. -Ребята как вы думаете, почему волк не смог справиться с домиком Наф-Нафа. -Из какого материала сделаны домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. -Давайте рассмотрим солому. –Какая она?. -Что нужно было сделать поросятам, чтобы волк не разрушил их дома? и т. д.
Существуют некоторые особенности содержания познавательной сказки :
- содержание выступает в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки знаний. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование.
- познавательное содержание включается в сказку в форме особого рода задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей.
С моей точки зрения, познавательная сказка — это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверка Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
• Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).
• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.
• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы:
Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).
Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивает воспитатель, в старшем к этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей. Можно использовать все виды театра.
Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.
Во время проведения занятий широко использую элементы ТРИЗ:
Проблемные ситуации и вопросы.
Игровые задания..
Игры - экспериментирования с предметами и материалами.
• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.
Использование данных методов и приемов
• способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников;
• учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических знаний, экономических представлений. Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира.
Рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.
1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал.
2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр., волшебные слова, книжку-самоделку и т. д.
3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.
4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5. Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.
6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр., а также проблемные ситуации.
7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.
Познавательные сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого - к сложному».
3. Практическая часть
Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с одной из форм работы со сказкой это – занятие или непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию.
Работа с фокус-группой
Мы отправимся в увлекательные путешествие по русской народной сказке "Теремок". Здесь нас ждут игры, загадки, весёлые стихи, упражнения на смекалку и сообразительность.
«Солнце вышло из- за тучи,
Что-то скрипнуло в углу.
Чудеса – случаются.
Сказка начинается»
Цели и задачи:
• развитие познавательных способностей у детей;
• развитие речи, сенсорных способностей, мелкой моторики рук;
• формирование умения ориентироваться в основных направлениях: верх, низ, право, лево, счет до 5;
• формирование образных представлений, умения классифицировать предметы, закрепление знаний о форме, величине, цвете;
• познакомить детей со способами очисти воды;
• развитие памяти, воображения, сообразительности, умения быстро ориентироваться в ситуации;
• воспитание культуры поведения, умение слышать друг друга.
Материал к занятию:
1. Кукольный театр "Русские народные сказки" ( куклы: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
2. Объёмный теремок.
3. Плоскостные изображения героев русской народной сказки "Теремок" (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
4. Сюжетные картинки из сказки «Теремок».
5. Картинки: теремок, дуб, берёза, липа, мак, колокольчик, воробей, бабочка, ёж, жук, пень, гриб.
6. Сосуды для переливания воды, вата, бинт, салфетка бумага для сворачивания конуса.
7. Набор из геометрических фигур разных по цвету, размеру и форме.
8. Плоскостное изображение яблони и яблок из цветного картона (красные, жёлтые, зелёные). 9. Разноцветные цветы из цветного картона, разные по размеру с нарисованными героями сказки.
10. Мешочек тряпочный. Оборудование: магнитофон, магнитная доска, проектор.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
1.1. Игра "Отгадай сказку"
В. Ребята, посмотрите, какие разноцветные, красивые, яркие цветы выросли. Они приглашают нас в сказку. А в какую сказку, вы узнаете, если рассадите цветы по порядку от самого длинного до самого короткого. А сейчас посмотрите на героев, нарисованных на цветах и догадайтесь, в какую русскую народную сказку приглашают нас цветы?
Д. Теремок.
В. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательные путешествие по русской народной сказке "Теремок". Здесь нас ждут игры, загадки, весёлые стихи, упражнения на смекалку и сообразительность. Итак, сказка начинается.
2. Основная часть
2.1. Игра "На лесной полянке"
В. Сказку ты, дружок послушай!
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
И оказалась она, ребятки, на лесной полянке. Увидела она большой дуб.
-Дети перед вами лежит изображение полянки. Пододвиньте рисунок к себе поближе. Из конверта достаньте все изображения. Вы сейчас услышите текст. Ваша задача выложить все картинки в соответствии с текстом. Слушайте внимательно. (Дети самостоятельно располагают картинки относительно дуба).
В. На дубе сидит воробей. Справа от дуба растёт берёза. Под берёзой расположился трухлявый пень. На пенёк заполз жук. Под дубом справа вырос колокольчик, а слева вырос мак. Под берёзой слева вырос гриб. Над маком летает бабочка. Около пня притаился ёж. Молодцы, ребята, какая красивая полянка получилась!
В. Видит мышка теремок.
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
- Кто там, в тереме живёт?
Может в гости позовёт.
Постучусь-ка лапкой в двери…
Чей, скажите, это терем?
В. Но никто не отозвался,
Дом свободным оказался.
- Буду в тереме я жить,
Песни петь и не тужить.
В. День-другой живёт Норушка.
-. В тереме одной мне скучно!
Не с кем петь и танцевать…
Не с кем даже поиграть!
2.2. Упражнение "Поиграем со словами".
В. В ту пору одна лягушка –
Пучеглазая Квакушка,
Вышла в поле погулять,
Вкусных мошек поискать.
Видит: чудо-теремок,
В чистом поле одинок.
Тут лягушка удивилась,
Подошла, остановилась.
- Кто тут в тереме живёт?
Может в гости позовёт?
-Мышка тут живёт Норушка.
Ну а ты что за зверушка?
. Я – зелёная лягушка,
Я – весёлая квакушка
. Знаю я одну игру,
На полянке покажу.
В. Поскакала лягушка по дорожке, а вдоль неё деревья растут.
- Какие это деревья? (дубы, клены. липы)
- Сколько кленов? Сколько дубов?
- Сколько лип?
- Каких деревьев больше? (Ответы детей.)
Посмотрите листочки с деревьев упали и перемешались, (перед детьми разбрасываются листочки от деревьев). Давайте подберем от какого дерева листик. Листики клена мы соберем в желтую корзинку. Листики дуба- в зеленую, а листики липы в красную.
Игра «Подбери листик»
-а у тебя какой листик?
-в какую корзиночку ты, положишь свои листья?
В. Какие вы ребята ловкие, сообразительные, быстро справились с заданием лягушки.
-. Так давай-ка вместе жить.
Будем мы с тобой дружить.
В. Стали жить да поживать,
Песни петь да танцевать!
Прискакал из леса зайчик,
Длинноухий Попугайчик.
Ой, глади-ка! Теремок,
В чистом поле одинок!
Постучу-ка лапкой в двери.
Чей скажите, это терем?
- Мышка здесь живёт Норушка.
. - И Лягушка с ней, Квакушка
-. Ну а ты-то, кто? Ответь!
-. Может дверь нам запереть?
-. Что вы? Нет! Я просто Зайчик, Длинноухий Попугайчик.
- Ой случился беда,
Шубку я порвал вчера.
Вы мне детки помогите
Мою шубку почините.
В. Давайте поможем Зайке заплатку к шубке, подобрать. Раздаточный материал картинку с изображением шубы и образцы «заплаток». Дети выбирают подходящий вариант. Зайка благодарит детей
В. Зайка-зайка не зевай!
С детворой поиграй!
Дети вас зайчик приглашает поиграть.
Подходите все ко мне. Становитесь в круг
2.3. Физминутка "Зайка"
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Нас играть с собой зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок
, На носочках скок-скок-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
- Можете занять свои места за столом.
- Ну, Косой, иди к нам жить.
Будем мы с тобой дружить!
- Ой, спасибо!
Прыг да скок,
Скок-поскок да в теремок
. В. Стали жить да поживать,
Песни петь да танцевать.
Вышла из лесу лисица.
-Где ж ручей?
Воды б напиться!
Что за чудо-теремок,
В чистом поле одинок?
Подойду-ка я поближе…
Смех весёлый в доме слышен.
Постучу-ка лапкой в двери…
Чей, скажите, это терем?
- Мышка здесь живёт Норушка.
- И Лягушка с ней, Квакушка.
- Ну, а вместе с ними зайчик,
Развесёлый Попугайчик.
-в теремочке мы втроём
Дружно-весело живём.
. -Ну, а ты-то что за зверь?
Ну-ка, Заинька, проверь!
- Ой, там рыжая лиса,
Знаю я, она хитра.
- в разных сказках про меня
Говорят, что я хитра.
Может быть я и хитра
Но случилась вот беда.
Вот хотела я напиться,
Глядь, а мутная водица.
Что же делать, как же быть
Хочется уж очень пить!
В. Как вы думаете, каким способом можно очистить воду? Я вам предлагаю очистить воду с помощью фильтра.
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
- с помощью чего мы очистили воду?
Данное задание является обучающим моментом занятия.
Дети знакомятся с понятием отфильтровать воду и новое слово «фильтр»
- Вот ребята молодцы!
Дали мне испить воды.
- Так иди же с нами жить,
Будим жить и не тужить!
В. Стали жить да поживать,
Песни петь, да танцевать.
Вышел из лесу волчок
Греть на солнышке бочок.
В. Это что за теремок
Стоит в поле одинок?
Голоса слышны за дверью.
Чей, скажите, это терем? -
. -Мышка здесь живёт Норушка.
- И Лягушка с ней, Квакушка.
-Тут и Заяц, и Лисица.
Любим петь и веселиться.
- Ну, а ты-то что за зверь?
Ну-ка, Лисонька, проверь!
- Я то – Серенький волчок,
Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить?
Не с кем мне в лесу дружить.
-Можно, право, потесниться!
Буду вежливой лисицей:
Пропущу я в терем волка,
Дверь закрою на защёлку.
Чтоб за щёлочку открыть
Нужно вам пример решить.
Сосчитайте вы скорей,
Сколько в тереме зверей?
Игра "Найди на ощупь"
В Вышел мишка косолапый,
Почесал затылок лапой,
-Что за чудо-теремок
Стоит в поле одинок?
Слышно в тереме веселье,
Здесь у вас не новоселье?
- Кто там?
-. Кто?
-. Да я, Медведь.
Дверь бы надо отпереть. …
Одному – ну хоть ори,
Скучно, что ни говори!
Буду славным вам соседом,
Мёду принесу к обеду.
- Ты, медведь – огромный зверь,
Не пролезешь в эту дверь!
- Не беда, не гордый Миша,
Проживу у вас на крыше.
В. Только Мишка взгромоздился,
Терем – бах! –
И развалился.
Перепуганные звери
Еле выскочить успели.
И все спрятались в мешок,
Отыщи-ка их, дружок.
В. Ребята, давайте поможем зверушкам выбраться из мешка. Только одно условие – отгадать животное на ощупь, не глядя.
В. Молодцы, ребята, всех животных нашли!
Но друзья непобедимы –
Целы все и невредимы.
Знают все, была б охота –
Будет ладиться работа!
Будут бревнышки носить,
Станут до сточки пилить
И построят теремок,
Будет крепок он, высок.
Места хватит в нём для всех,
Зазвучит в нём снова смех!
Предлагаю сконструировать теремок по схеме.
Детям для обыгрывания постройки предлагаются персонажи сказки «Теремок».
Мне бы хотелось поблагодарить участников фокус-группы и попросить занять свои места в зале. Давайте продолжим работу нашего мастер-класса.
Работа с аудиторией
Уважаемые, коллеги! Давайте условно разделимся на 3 группы. Предлагаю вам на основе сказки «Три поросенка» продумать и сформулировать задания для детей, которые позволят решить следующие задачи.
Задачи для первой группы:
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. закрепление знаний о форме, величине, цвете
Задачи для второй группы
• закрепить умения детей создавать из геометрических фигур изображения разных предметов.
Задача для третьей группы:
• Закрепить понятия: домашние, дикие животные. Познакомить с диким «родственником» поросят- кабаном. Расширять знания о зимних месяцах
4. Рефлексия.
Что нового вы узнали на мастер-классе?
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей. Таким образом, можно сделать вывод, что, занятия, построенные на сказочном сюжете, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.