Татьяна Фалалеева
Мультимедийная игра «Анализ литературного произведения для детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:
- выделять основные составляющие,
- устанавливать причинно – следственные связи,
- видеть результат.
Учить детей анализировать литературные произведения :
Публикация «Мультимедийная игра „Анализ литературного произведения для детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- выделять и называть героев литературного произведения,
- определять свойства их характера,
- определять цель героя литературного произведения, его действия,
- определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,
давать совет литературному герою.
Развивать у детей познавательную активность, связную речь, фантазию, творческое воображение;
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие героям книги.
Вспоминая о своем детстве и говоря о детской литературе, каждый из здесь присутствующих с удовольствием вспомнит о том, как мама, папа или бабушка, читали им книжки перед сном. Это могли быть стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, народные сказки. Мы и сейчас с легкостью можем продолжить практически любое произведение, будь то «Муха Цокотуха» или «Дядя Степа», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Многие взрослые с удовольствием перечитывают детские книги, и такие произведения буквально расходятся на афоризмы. Это еще раз подтверждает тот факт, что именно с раннего детства, посредством художественных образов в маленьком человеке закладываются те взгляды, те нравственные и эстетические ценности, которые остаются с нами на всю жизнь. Именно поэтому в самом раннем детстве важно сформировать интерес и любовь к чтению, как наиболее важному и необходимому приобретению, которое является фактором саморазвития и самосовершенствования личности в дальнейшем. Говоря о значении или о роли книги в развитии личности ребенка, хотелось бы процитировать достаточно известных ученых, писателей, педагогов.
Детская книга - средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Ирина Токмакова неслучайно назвала детскую литературу первоосновой воспитания. По словам же Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Евгения Александровна Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Виссарион Григорьевич Белинский наиболее точно определил роль книги: «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются. и дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Как же воспитать у ребенка любовь к книге? На мой взгляд, научить любить книгу, прежде всего, может тот, кто сам любит читать и не представляет свою жизнь без книги. Поэтому задача педагога, воспитателя – во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером – примером отношения к книге, примером грамотного и выразительного чтения, примером заинтересованности и переживания за поступки литературных героев. Каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, переживаниям героев.
Именно этим обусловлена актуальность выбранной мной темы. Большинство педагогов при ознакомлении с художественным произведением используют традиционный подход. Но в этой методике есть недостатки, представленные на слайде № 2. С помощью общей теорией сильного мышления и теорией решения изобретательных задач (ОТСМ-ТРИЗ) можно научить ребенка дошкольного возраста кратко и точно излагать сюжетный смысл литературного произведения на фоне формирования у детей устойчивого желания работать с текстом.
Основная цель моей работы: создание условий для развития интереса детей к художественной литературе через технологию ОТСМ- ТРИЗ.
Для достижения этой цели мной был поставлен ряд задач, которые представлены на слайде № 4.
До начала анализа художественного произведения рекомендуется провести предварительную работу. Примерный перечень мероприятий представлен на слайде № 5.
Работу по анализу художественного произведения начинают с младшего возраста. Алгоритм представлен на слайде № 6. Детям задаются базовые вопросы, возможно их схематическое обозначение.
Со 2 полугодия 2 младшей группы возможно усложнение базового алгоритма при помощи заполнения морфологической таблицы (одной или нескольких строчек). Таблица заполняется при помощи картинок или условных обозначений.
Со старшего возраста базовый алгоритм расширяется при помощи увеличения параметров анализа в морфологической таблице. (Добавляются графы «Что мешало?» и «Определение свойств характера»).
Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, называть причины, которые ему мешали добиться желаемого результата, давать совет литературному герою. Развивает у детей познавательную активность, связную речь, фантазию, творческое воображение; воспитывает читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие героям книги.