Оксана Олейник
Консультация «Мультфильмы как средство воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
У некоторых родителей бытует мнение: «В сегодняшнем мире нам все равно не удастся уберечь дитя от всего плохого, он так или иначе с этим столкнется!» - и поэтому они особенно не фильтруют то, что смотрят их дети. Но это ложное убеждение! Детские психологи говорят, что мультфильм для ребенка – это не просто сказка – это объективная реальность, что мультфильм – способен влиять на его воспитание.
Значение мультфильмов, а так же их использование (метод мульттерапии) в работе воспитателя ДОУ.
Публикация «Консультация „Мультфильмы как средство воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мультфильмы для детей. Консультации
- Темочки
Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой.
Мультфильм можно (и необходимо) рассматривать, как одно из средств воспитания. И это действительно возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;
• помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;
• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;
• развивают эстетический вкус, чувство юмора;
• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка
Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.
Мультфильмы имеют широкий диапазон использования от простого просмотра, до создания собственной истории. Они развивают воображение, творческое мышление, снимают мышечное напряжение, помогают освоению социально-нравственных качеств.
Важно чтобы мультфильм был правильный, а рядом с ребёнком обязательно был взрослый, который бы помог ребёнку объяснить мультфильм и понять смысл, заложенный в нём.
В последнее время, к сожалению, телевидение и интернет наводнены мультфильмами, которые не несут под собой никакой смысловой нагрузки. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Родители, в силу своей занятости, усталости и других социальных факторов, пускают просмотр мультфильмов ребёнком на самотёк. Детям часто предоставляется самостоятельный выбор мультфильмов. И это ведёт к печальным последствиям. Особенно если ребёнок смотри Западные мультфильмы, где пропагандируется жестокость, насилие и т. д.
Дело плохо, если это:
«Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», «Крутые бобры» и т. д. и т. п.
Я не говорю, что это – плохие мультфильмы, просто они созданы не для детей – а скорее для взрослых. Что хорошего передаст ребенку мультфильм, в котором то и дело кто-то кого-то превращает в лепешку, где дерутся, кричат, ссорятся, скандалят, «по-дурацки» шутят и прочее… В Америке давно запретили показ по национальному телевидению мультсериала «Том и Джерри» - его признали агрессивным и опасным для детской психики.
Психологами также замечено: что дети, регулярно просматривающие такие мультфильмы, становятся капризными, требовательными, дерзкими, безосновательно плаксивыми или злыми. Особенно ярко эти качества проявляются после просмотра мультфильмов.
Это важно!
Человек, привыкший к острой пищи, никогда не откажется от пряностей… Так и в случае с ребенком: если его знакомство с мультфильмами начинается с подобной негативной видеопродукции - то он легко привыкает к острым ощущениям – к примеру, просмотру агрессивных сцен, и после этого - спокойные и добрые мультфильмы кажутся ему просто скучными.
Не будем заниматься обвинениями, конечно, не все иностранные мультфильмы губительны и бестолковы, но в общей своей массе, к сожалению это так. Поэтому, сейчас самое время, «оглянуться назад» и вспомнить о мультфильмах детства – старых, добрых, светлых, радостных историях.
Поздравляю. если это:
«Буратино», «Гадкий утенок», «Аленький цветочек», «Вовка в тридевятом царстве», «Варежка», «Кот Леопольд», «Крошка Енот», «Паровозик из Ромашково»… и другие проверенные замечательнейшие советские мультики.
Почему? Потому что сценарии этих мультфильмов составлялись с учетом педагогических и психологических требований к видеопродукции для детей. «Наши» мультики действительно создавались специально для нежных детских душ, которым предстояло жить в прекрасном светлом будущем, где всем хватит места под солнцем. Эти мультфильмы пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.
Именно эти мультфильмы сейчас так необходимы нашим детям, да и взрослым самим не помешало бы лишний раз пересмотреть их. А вы, помните свои любимые мультфильмы детства?
В своей деятельности я использую именно эти мультфильмы.
Цель данной работы: содействие эмоциональному развитию личности и повышение уровня социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение представлений детей о личностной сфере человека;
2. Развитие эмоциональной сферы ребенка;
3. Воспитание социально-нравственных качеств;
4. Развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу, жесты, речь;
5. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Правила проведения занятий:
1. Детей необходимо хвалить, поддерживать их инициативу.
2. Места для занятия должно быть достаточно. На полу необходим ковер, на котором можно полежать, посидеть, выполнить какое-либо задание (при необходимости);
3. Мультфильм является связующим звеном между упражнениями.
4. Игровые атрибуты для занятий, видео и музыкальное сопровождение можно варьировать, заменять, упрощать.
Занятия с использованием мультфильмов проводятся один раз в неделю. Длительность таких занятий составляет:
- 25 минут дети старшей группы;
Следует учитывать психические возможности детей.
Структура занятия:
I.Организационный момент
- ритуал – приветствия;
- введение в тему занятия.
II.Основная часть
- просмотр мультфильма с остановками;
- двигательные минутки (гимнастика для глаз, физкультминутки);
- психоэтюды (изобрази чувство, покажи настроение героя);
- упражнения направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, социально – нравственных качеств;
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
III.Заключительная часть
- рефлексия;
- ритуал – прощания.
Детям очень нравятся такие занятия. А мне нравится смотреть в их глаза и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются после каждой такой волшебной истории.