галина буркина
Нейропсихологический подход в обучении дошкольников. Мозжечковая стимуляция
▼ Скачать
Мозжечковая стимуляция – это современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.
Публикация «Нейропсихологический подход в обучении дошкольников, Мозжечковая стимуляция» размещена в разделах
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка.
Многие исследователи считают, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему. В том числе - к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. В переводе с латыни мозжечок означает «малый мозг» и является составной частью ствола мозга.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?
Дело в том, что мозжечок связан со всеми структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма, но и повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Программа Мозжечковой стимуляции и история ее появления
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Балансировочная доска Бильгоу
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.
Для чего это нужно
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений.
Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции
Это прежде всего дети с:
• Нарушением внимания
• Гиперактивностью. Поведенческие расстройства
• Нарушение осанки
• Нарушениями работы вестибулярного аппарата
• Проблемами с обучением
• Нарушениями устной и письменной речи
• Нарушениями координации движений и моторной неловкости
• Дисграфии
• Дислексии
• Диспраксия
• Нарушениями аутического спектра
• ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
• Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
• Улучшение зрительно-моторной координации
• Улучшение мануальных и графо-моторных функций
• Повышение общего уровня интеллекта
• Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
• Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)