Ямпольская Галина Владимировна
Мотивационная готовность к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Нежелание ребёнка учиться, пожалуй, самая большая трудность, с которой могут столкнуться родители будущего школьника. Ведь заставить малыша учиться – задача невыполнимая, он должен сам этого захотеть. Именно поэтому мотивационная готовность к школе считается столь же важной, как и другие слагаемые психологической готовности, например интеллектуальная. Почему учебная мотивация считается ключом к успешной учёбе? Как можно помочь ребёнку в формировании мотивационной готовности? Попробуем разобраться. Тяга к знаниям: почему важна мотивация? Мотивация к учёбе считается одним из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе, своеобразной гарантией его успешной адаптации и принятия нового статуса ученика. Исследования психологов доказывают: дети с низким уровнем мотивации тяжело приспосабливаются к новым условиям, коллективу и учителю, им сложно соблюдать школьные правила и справляться с заданиями на уроках. Школьная дезадаптация – это не только низкая успеваемость и стычки с одноклассниками, это и трудности психологического плана, и искажения в личностном развитии ребёнка. Мотивационной готовностью называют желание ребёнка посещать школу, сформированное адекватными причинами, или мотивами. Что это за мотивы? Специалисты выделяют шесть групп факторов, побуждающих ребёнка к приобретению новых компетенций. Социальные мотивы. Ребёнок осознаёт необходимость посещать школу. Этот мотив выражается фразой : «Все дети должны учиться». Учебно-познавательные мотивы. Ребё нку интересно узнавать что-то новое: «В школе можно многому научиться!» Оценочные мотивы. Ребёнок стремится хорошо учиться, получить одобрение взрослого: «Я постараюсь учиться только на четыре и пять!» Позиционные мотивы. Ребёнка привлекает внешняя атрибутика, ему хочется стать «взрослым», чтобы его называли школьником : «В школу ходят только взрослые дети, а в детский сад – малыши» или «К первому сентября у меня будет школьная форма, ранец с Человеком-пауком и классный пенал – это так здорово!» Внешние мотивы. «Мне придётся ходить в школу, потому что родители так решили» – подобные мотивы не выражают желаний ребёнка. Игровые мотивы. Мотивы, неадекватно переносимые ребёнком в новую ведущую деятельность – учебную: «В школе меня ждут новые друзья и классные игры!» У дошкольника, как правило, есть все перечисленные мотивы, но проявляются они индивидуально. Надежду на успешное обучение даёт преобладание учебно-познавательных, социальных и оценочных мотивов. А вот доминирование игрового может отрицательно сказаться на успеваемости и привести к проблемам с дисциплиной ребёнка на уроках. В редких случаях у будущего первоклассника может сложиться негативная мотивация к обучению. Чаще всего стойкое желание не учиться обусловлено боязнью школы, которую формируют сами родители, или отрицательным примером, который подают старшие дети в семье. В отсутствии тяги к знаниям может быть виновата и слишком усиленная подготовка к школе, особенно если родители проводят занятия не в игровой форме, а строго, по типу школьного урока. Порой детское «не хочу учиться» объясняется банальной усталостью – это возможно, если будущий первоклассник посещает сразу несколько кружков и секций. Компоненты мотивационной готовности к обучению Мотивационная готовность включает несколько компонентов: положительные представления о школе; желание ходить в школу с целью приобрести новые знания и умения; сформированная позиция школьника. Первые два компонента готовности вопросов обычно не вызывают, а вот третий стоит рассмотреть подробнее. Мотивационно готовым к обучению в школе считается ребёнок, у которого прослеживаются черты зрелой «внутренней позиции школьника» : он стремится учиться и переживает, если такой возможности нет; учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры; учебные мотивы развиты в достаточной степени (помогут преодолеть возможные школьные трудности, а первенство среди них занимают познавательные и социальные. Понимая, что сформированность мотивационной сферы играет серьёзную роль как для успешной адаптации ребёнка к школе, так и для его последующего обучения и становления личности, родители хотят знать, насколько готово их чадо идти первый раз в первый класс. Для диагностики мотивационной готовности в арсенале педагогов и психологов есть немало специальных тестов. Дома можно провести простой экспресс-тест: пусть ребёнок вообразит себя директором школы или даже министром образования и составит расписание для 1 класса на неделю. Предметы он может включать любые, даже не предусмотренные школьной программой, да и количество уроков – дело хозяйское. Пока ребёнок будет трудиться над созданием расписания, понаблюдайте за ним – в какой последовательности он располагает уроки, как часто повторяется один и тот же предмет за учебную неделю, много ли в сетке уроков, не входящих в школьную программу. Так вы сможете сделать определённые выводы о сформированности мотивационных компонентов и обнаружить «проблемные зоны».